Current Biology: шимпанзе лечат друг другу раны с помощью насекомых

08.02.2022

Спустя десятилетия наблюдений за приматами они все еще удивляют ученых чем-то новеньким в своем поведении. Так, исследователи впервые наблюдали за шимпанзе, которые наносили  насекомых на раны себе и своим сородичам. Результаты новой работы ученые  Оснабрюкского университета и проекта Ozouga Chimpanzee Project опубликовали в журнале Current Biology под заголовком «Применение насекомых к ранам себя и других у шимпанзе в дикой природе».

«Самолечение — когда люди используют части растений или непищевые вещества для борьбы с патогенами или паразитами — наблюдалось у многих видов животных, включая насекомых, рептилий, птиц и млекопитающих, — отмечает  когнитивный биолог Симоне Пика. — Два наших ближайших ныне живущих родственника, шимпанзе и бонобо, например, глотают листья растений, обладающих антигельминтными свойствами, и жуют горькие листья, химические свойства которых убивают кишечных паразитов».

Шимпанзе живут в экваториальной Африке, в том числе в Национальном парке Лоанго в Габоне. Парк — своеобразный «дом» для проекта Ozouga Chimpanzee Project. Здесь специалисты изучают поведение сообщества примерно из 45 шимпанзе. Особое внимание приматологи уделяют социальным отношениям своих подопечных,  взаимодействиям и спорам с другими группами, их охотничьему поведению, использованию инструментов, а также когнитивным и коммуникативным навыкам.

Но наружное применение природных лекарственных средств у животных ученые еще не встречали. Да и о том, что это насекомые, ученые догадались не сразу. Свое первое наблюдение вспоминает Алессандра Маскаро, в то время работавшая волонтером проекта:

«В 2019 году я следила за самкой шимпанзе по имени Сьюзи и наблюдала, как она ухаживала за травмированной ногой своего сына-подростка Сии. Я заметила, что  между ее губами было что-то, что она затем приложила к ране на ноге Сии. Позже тем же вечером я пересмотрела видео и заметила, что Сьюзи сначала потянулась, чтобы поймать что-то, что она положила между губами, а затем прямо на открытую рану на ноге Сии. Обсуждая эти наблюдения и возможную функцию поведения с членами команды, мы поняли, что никогда не видели такого поведения и что оно также никогда ранее не было задокументировано».

Использование насекомых в терапевтических целях у людей датируется 1400 г. до н.э. и до сих пор популярно среди населения, охватывающего различные виды насекомых с научно доказанными антибиотическими и противовирусными эффектами. В качестве альтернативы объяснения поведения животных ученые выдвигают другую версию — возможно, прикладывание насекомых не имеет никаких полезных последствий, а является частью местной культуры шимпанзе.

«Меня, интересующегося когнитивными способностями шимпанзе, особенно поразило то, что они лечат не только свои собственные раны, но и раны других неродственных особей. Такие примеры явного просоциального поведения редко наблюдаются у нечеловеческих видов, но теперь эти наблюдения могут убедить и скептиков», — говорит соавтор исследования Симон Пика.