Влияние пожаров на экосистемы. Новые исследования географического факультета МГУ

Безлесные территории Земли, такие как луга, степи, прерии и саванны, регулярно подвергаются пожарам. В ходе эволюции эти сообщества выработали высокую устойчивость к огню и быстро восстанавливаются, однако последствия пожаров для безлесных территорий изучены значительно меньше, чем для лесных сообществ.

Весной 2024 года сотрудники географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова опубликовали в журнале Fire две статьи о воздействии пожаров на безлесные экосистемы, такие как луга таёжной зоны и южные степи. Исследования показали, что скорость восстановления этих сообществ может различаться.

В статье «Влияние пожаров на пустынные растительные сообщества заповедника “Чёрные Земли”» подведены итоги ботанических исследований в заповеднике Республики Калмыкия. Ученые проанализировали биоразнообразие на участках с разной частотой возгораний, используя спутниковые снимки для выделения ключевых территорий.

«Проективное покрытие видов на сходных стадиях разных хроносерий не зависело от того, как часто выгорало сообщество,»

— Сергей Леднев, научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв МГУ.

Результаты показали, что пустынно-степные сообщества Калмыкии обладают высокой устойчивостью к пожарам. Виды с высоким обилием восстанавливались успешнее, сохраняясь в виде вегетативных частей или семян. Однако восстановление полынных сообществ оказалось медленным, особенно без умеренного выпаса скота.

Вторая статья, «Пожар как фактор динамики луговой растительности: модельный эксперимент в Западной Сибири», описывает исследования в рамках проекта по моделированию отклика луговых экосистем на пирогенное воздействие. Эксперименты проводились на площадках в Томске с использованием датчиков температур, которые фиксировали различия в прогреве почвы при пожарах.

«Максимальная температура пламени достигала 300–750 °С, а прогрев почвы различался в зависимости от наличия горючего материала,»

— Иван Семенков, старший научный сотрудник кафедры геохимии ландшафтов и географии почв МГУ.

Эксперименты подтвердили высокую устойчивость лугов к пожарам, особенно единичным. На площадках малого масштаба пожары снижали число видов, тогда как на средних участках видовое богатство не изменялось или увеличивалось из-за мозаики условий внутри пожара.

«Безлесные экосистемы гораздо устойчивее к воздействию огня, чем лесные,»

— Татьяна Королева, заведующая лабораторией экологической безопасности географического факультета МГУ.

Публикации выполнены совместно с коллегами из различных научных учреждений, включая Институт проблем передачи информации РАН, Томский государственный университет и биосферный заповедник «Чёрные Земли».