Ближе к Пушкину. Новые технологии позволяют глубже узнать творчество русского поэта

В начале лета страна отметила 225-й день рождения Александра Сергеевича Пушкина. Этот праздник, ставший уже традиционным, прошел, как всегда, с размахом: с чтениями, спектаклями, фестивалями, встречами поэтов и литературными вечерами. Более того, в этот раз чествование гения вышло далеко за рамки реальности, прямиком в виртуальный мир. Сразу в двух культурных столицах страны — Москве и Санкт-Петербурге — были представлены цифровые проекты, посвященные Александру Сергеевичу.
В Москве виртуальный двойник поэта, созданный нейронной сетью Сбера GigaChat, открыл фестиваль «Наш Пушкин. 225». Опираясь на тексты произведений и писем поэта, воспоминания о нем современников и используя новые технологии, создатели попытались воспроизвести манеру общения поэта.
На 1-й линии ГУМа состоялось знакомство журналистов с виртуальным Александром Сергеевичем. Им даже предложили побеседовать. Пушкин (точнее, его аватар на экране монитора) был любезен и мил, рассказал о том, что всем остальным местам для прогулок предпочитает Арбат, и посетовал на то, что «желал бы оказаться в объятиях мягких подушек кареты, запряженной грациозными лошадями. Но в этом стремительном веке приходится удовлетворяться быстрым и шумным метро, которое, подобно дикому зверю, мчится по туннелям подземным».
В планах у создателей аватара доработать свое детище. Так, например, вскоре у виртуального образа Пушкина могут появиться удлиненный ноготь мизинца и стоптанные каблуки. Предполагается, что цифровой двойник поэта начнет «посещать» и другие культурные мероприятия.
На церемонии открытия фестиваля «Наш Пушкин. 225» также были представлены два проекта — «Страна поэта» и «Литературная дуэль». «Страна поэта» планирует стать крупнейшей антологией произведений Пушкина на языках народов России. Первые шедевры на бурятском, белорусском и украинском языках уже прозвучали.
По словам президента фестиваля поэта и переводчика Александра Вулых, главная цель этого проекта — интеграция переведенных произведений Пушкина в обучающие программы на национальных языках России, «так Александр Сергеевич станет локомотивом, двигающим не только русский язык, но также и остальные 50 национальных языков, представленных в антологии».
«Литературная дуэль» — открытый конкурс авторских произведений по мотивам творчества Александра Сергеевича. Старт ему дал рэп-исполнитель AnGry со своей композицией «Сказ о рыбаке и рыбке». Организаторы пообещали, что в дальнейшем «дуэль» позволит многим участникам почувствовать себя Пушкиным, открыв перед широкой публикой возможность творчески воспринимать литературную классику и осмыслять ее в реалиях текущего времени.
Другого «цифрового Пушкина» показали в Петербурге на XXVII Петербургском международном экономическом форуме, на стенде Минобрнауки России. В его презентации приняли участие заместитель министра науки и высшего образования Денис Секиринский и директор Института русской литературы (Пушкинский Дом) РАН Валентин Головин.
Питерский Александр Сергеевич сильно отличается от московского — прежде всего своей глубокой научно-образовательной функцией. Новый проект под названием «Digital Пушкин» разработали Пушкинский Дом, команда DH-центра университета ИТМО и Санкт-Петербургский федеральный исследовательский центр Российской академии наук (СПб ФИЦ РАН). По замыслу создателей, новый сервис объединит в себе все материалы, когда-либо написанные Пушкиным, — более 15 тысяч рукописей! К ним также планируют добавить все произведения и труды, где так или иначе упоминается поэт. Похоже, в результате этот проект может стать самой масштабной библиотекой, посвященной Александру Сергеевичу.
— Команда Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН задействовала все свои компетенции, чтобы свести предоставленный коллегами колоссальный объем информации разных типов — источников, исследований, комментариев — в единую базу данных, — рассказал один из разработчиков, сотрудник СПб ФИЦ РАН Николай Тесля.
— Внутри созданной онтологической модели различные материалы связаны огромным количеством старых и новых связей, в том числе теми, которые по разным причинам читатели и исследователи ранее не видели. Этого удалось добиться за счет методов обработки текстов и специального программного обеспечения, нейронных сетей, которые мы разработали для проекта.
Авторы «Digital Пушкина» уверены, что при наличии подобного ресурса у всех желающих появится возможность ознакомиться с уникальными фрагментами, которые были в черновиках автора, но не вошли в произведения.
На данный момент на портале представлены тексты из цикла «Маленькие трагедии»: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». К этим четырем произведениям поэта на сайте сделано более 5 тысяч (!) ссылок на разные ресурсы.
Организаторы намерены подготовить по такому же принципу все остальные произведения писателя. Более того, планы авторов проекта куда более грандиозны: если с Пушкиным все получится, то разработчики хотят перевести в подобный digital-формат наследие и других великих писателей. Как они сами отмечают, «идея подобного единого ресурса может казаться утопичной, но технически она вполне реализуема».
В настоящее время проект «Пушкин цифровой» работает в закрытом режиме. Участникам презентации лишь на время дали доступ к базам данных. После доработки портал будет открыт для широкого круга пользователей.
Презентация полной версии состоится 19 октября 2024 года, в день открытия Императорского Царскосельского лицея, который окончил Александр Сергеевич. В 2025 году проект «Пушкин цифровой» будет пополняться новыми научными материалами. Также на грядущий год запланированы запуск сервиса «Личный кабинет филолога» и дальнейшее развитие портала.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото: «Пушкин цифровой» — презентация уникального проекта Минобрнауки, ИТМО, Пушкинского Дома и «Инфоспайс».

Нет комментариев