Академия сосредотачивается. Если нас стало больше, то и задачи надо ставить четче

В Ростове-на-Дону прошла третья ежегодная встреча руководства РАН с учеными Юга России и новых территорий. В этом году мероприятие стало возможным благодаря поддержке РАН и помощи Российского центра научной информации проведению V Международной научной конференции «Стратегические проблемы, угрозы и риски Азовского бассейна и Приазовья».
В конференции участвовали представители Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, научных и образовательных организаций Луганской и Донецкой народных республик, руководители вузов, бизнеса и общественных организаций.
Если сравнить нынешнюю ростовскую встречу руководства РАН с учеными-южанами с той, первой, встречей, что прошла в донской столице год назад, то налицо перемены. Прежде всего в атмосфере мероприятий.
В 2023 году гости из Донецка, Луганска и других городов Новороссии чувствовали себя неуверенно. То и дело спрашивали: а как те или иные научно-организационные вопросы решаются в России? И сравнивали услышанное с системой, бытовавшей в их организациях до вхождения территорий в состав России. Присутствовала какая-то настороженность перед неизвестным. Но за год все это практически ушло. Во многом благодаря взаимодействию в рамках созданного за этот период КСЮАНО (Координационного совета Южной ассоциации научных организаций) при Президиуме РАН, возглавившему ее академику Геннадию Матишову.


Кстати, доверительный и свободный от малейшего бюрократизма стиль общения задал в Ростове еще год назад президент РАН академик Геннадий Красников, сказав: «Я приехал не для выступлений, а чтобы выслушать вас, ответить на вопросы и помочь». Тот же тон был взят и в этот раз.
Тем более помогла сближению и налаживанию крепких связей совместная работа в рамках масштабных научных проектов. Примером тут служит мегапроект «Южный вектор национальной безопасности в условиях геополитических и климатических вызовов», исполнителем которого в этом году стал ЮНЦ РАН.
Согласно проекту, рассчитанному на 2024-2026 годы, идет комплексное изучение социально-экономических, политических и гуманитарных процессов на территории Южного и Северо-Кавказского федеральных округов, Донецкой и Луганской народных республик, Запорожской и Херсонской областей.
Проект объединил около 100 ученых из шести научных центров страны, включая Донской государственный технический университет, Институт биологии южных морей им. А.О.Ковалевского РАН и Морской гидрофизический институт (Севастополь), Курчатовский институт — ВИАМ.
Впереди анализ новых экологических феноменов в Азово-Донском бассейне в условиях климатических колебаний, изучение рыбного хозяйства и аквакультуры Приазовья. На проведение исследований выделен крупный грант Минобрнауки России.
А впереди могут возникнуть и другие проекты, по темам, которые в Ростове обрисовал академик Геннадий Красников. Он особо выделил экологическую тематику, связанную с изменением климата, обмелением таких рек, как Волга и Дон, проблемами Азовского и Каспийского бассейнов.
Глава РАН затронул и проблемы Донбасса, где многие шахты заброшены. Подчеркнул: нужно уже сейчас думать об их восстановлении, дабы избежать обрушения грунтов, выхода наружу загрязненных вод из затопленных горизонтов.
О важности решения экологических проблем говорили и другие участники конференции. Из года в год из-за цветения водоемов и рек Азово-Донского бассейна нарушается водоснабжение городов и сел, в заморах массово гибнет рыба, а токсичная микрофлора создает угрозу здоровью людей.
Все эти вредные процессы нужно купировать, причем на основе выверенных научных подходов. Теперь это сделать легче: Азовское море перестало быть разделенным между двумя странами, став внутренним водоемом России. И политика на его берегах — единая!
В спасении Приазовья, конечно же, пригодится опыт, накопленный за десятилетия Южным научным центром РАН. О нем упомянул академик Геннадий Матишов — научный руководитель этого центра, заместитель президента РАН. По его словам, выловы белуги и осетра в Азовском море стали штучными, всей же рыбы в год добывают лишь 40-50 тысяч тонн.
А ведь век назад только рыбы ценных пород добывали раз в десять больше! Перелов в советский период, развал заводского ее воспроизводства после обрушения СССР обрекли осетровые на исчезновение. Как возродить бесценную популяцию?
«В естественных условиях это сделать нереально, чудес не бывает. Нужно заниматься аквакультурой, и в ЮНЦ есть для этого отработанные технологии, сохранен генофонд исчезающих рыбных исполинов. В многотомных трудах изложены новейшие технологии возрождения природы и биоресурсов Азово-Донского бассейна. В общем, бери и делай. Правда, чтобы наладить все это в промышленных объемах, нужны государственные инвестиции, а с этим сейчас негусто», — считает Геннадий Матишов.
Участники встречи хотели услышать, что нового им может предложить академия, как лучше встроиться в общее дело, чтобы и свои возможности с пользой реализовать. Ответы были даны Геннадием Красниковым:
«Важна также консолидация научных исследований, чтобы мы могли более эффективно пользоваться инструментами, которые находятся здесь. Такими, как научные космические обсерватории. Главное — мы по-другому сегодня подходим к формированию научно-методического руководства по всем научным организациям и вузам, которые хотят получить финансирование своих работ.
В этом плане большая ответственность на наших тематических отделениях. Мы должны за этот год каждому нашему институту утвердить долгосрочную программу научных исследований и тут же взять ее выполнение на постоянный мониторинг. По-другому будут у нас формироваться и государственные задания, все они теперь будут проходить через тематические отделения РАН».


И еще одна хорошая новость. Вице-президент РАН, председатель ВАК Владислав Панченко сообщил: в ведение академии передано старейшее издательство страны «Наука». Оно уже приступило к выпуску основной коллекции журналов, учрежденных РАН. Их порядка 500.
«Надеемся, к концу года издательство заработает в нормальном плановом режиме и мы преодолеем переходной период, в котором находились последние полтора года. Когда фактически ряд крупных западных издательств — лидеров в мировом издательском деле — практически лишили идентичности русскоязычную коллекцию научной периодики. Она потеряла свое лицо в англоязычной версии. Интерес к нашим интеллектуальным продуктам, которые обычно отражаются в нашей научной периодике, огромен. За всем, что мы делаем на нашей платформе, следят люди из разных стран», — заявил Панченко.
Он также высоко оценил решение о передаче функций ВАК Российской академии наук: «ВАК как организация, которая экспертирует и вообще дает заключения о высших достижениях, о сути кандидатских и докторских диссертаций, конечно же, должна работать в Академии наук, которая является высшим экспертным органом».
Академик-секретарь Отделения сельскохозяйственных наук, академик РАН Яков Лобачевский, говоря о современных вызовах в области сельского хозяйства, в первую очередь упомянул систему жесточайших западных санкций в отношении России. Он уверен, что противостоять им можно, наращивая свое производство основных видов сельхозпродукции.
В современной Доктрине продовольственной безопасности страны определены конкретные параметры такого наращивания. Так, к 2030 году наша страна должна обеспечивать себя своим зерном и картофелем не менее чем на 95%, мясопродуктами — на 85%, семенами отечественной селекции — на 75% и т. д.
Для достижения этих целей Сельхозотделением РАН уже определены глобальные направления исследований — по земледелию, поддержанию почвенного плодородия, проблемам охраны земель, предотвращению их опустынивания… Многое уже сделано. Так, в 2023 году были созданы 285 сортов гибридов сельхозкультур, несколько пород птицы, новые технологические процессы, перспективные образцы машинного оборудования, вакцины, лекарственные средства и многое другое.
По словам Якова Лобачевского, в ЮФО размещены ведущие научные учреждения РАН, которые фактически закрывают весь спектр научных и научно-технологических проблем в АПК. То же самое относится к университетам региона. Важно, что в их общий строй вливаются вузы новых территорий, такие как Мелитопольский и Луганский государственные университеты.
Задача РАН — эффективно определить для них тематику научных исследований, проводить предварительную координацию постановки научных работ, чтобы избежать ненужного дублирования, а также ситуаций, когда, напротив, важными темами вообще никто не занимается.
Одним из резервов академик назвал мелиорацию земель. При ее использовании урожайность многих овощных культур, картофеля и кукурузы увеличивается в 3-5 раз. К слову, площадь орошения в Ростовской области составляет примерно 250 тысяч га, в Краснодарском крае — около 400 тысяч.
А вот на новых территориях страны потенциал орошения составляет около 1 миллиона га, при этом он используется лишь процентов на 40. Широкое поле деятельности для науки, чтобы помочь привести в порядок это хозяйство, модернизировать гид-ротехнические сооружения, внедрить инновационные технологии и т. д.
Картину состояния исследований в Луганской народной республике представил министр образования и науки ЛНР Иван Косов. Так сложилось, что здесь нет пока ни одной отдельной научной организации. Исследования сконцентрированы на Луганщине в рамках вузов, где уже идет работа по обновленным программам развития, с учетом перспектив научно-технологического роста страны и региона.
При этом без кооперации с ведущими научными центрами и вузами России, чтобы выйти на уровень отечественных исследований, не обойтись. Ставку в ЛНР делают именно на это. Хороший пример такой практики — вхождение в прошлом году ЛНР и ДНР во взаимодействие с научно-образовательным центром мирового уровня «Кузбасс — Донбасс».
«В свое время Кузбасс формировался на основе научно-технологических наработок Донбасса и ставил себе задачу догнать Донбасс до уровня добычи полезных ископаемых. Сейчас спираль истории сделала виток, и уже мы у Кузбасса перенимаем передовой опыт и технологии, чтобы возрождать донбасскую промышленность, горное дело, добычу полезных ископаемых», — сказал Иван Косов.
В Луганске уже есть хорошие наработки на этот счет, его вузы включены в проекты научно-образовательного центра мирового уровня. В основном они связаны с горным делом, шахтным оборудованием. Есть проекты в сфере экологии и медицинской техники.
Самые большие вливания в здешние вузы идут по линии Минобрнауки РФ. Благодаря этому, например, в Донбасском государственном техническом университете за последний год созданы две новые молодежные лаборатории — по геоэкологии и по прикладной химии. А также лаборатория беспилотных летательных аппаратов, инжиниринговый центр станкоинструментального обеспечения машиностроительного производства. Работает он в связке с Алчевским горно-металлургическим комбинатом, в интересах которого в вузе организованы лаборатории по мониторингу окружающей следы и по мониторингу управления качеством сырья.
Как отмечалось, ситуация с наукой в Запорожье и на Херсонщине сложнее, чем ДНР и ЛНР. Еще не все территории областей освобождены. Да и на освобожденных участках еще не все научные учреждения восстановлены в правах. Некоторые из них исчезли, в частности, одно из семеноводческих.
Что же делать? Из зала прозвучало предложение: нужно усилить контроль академии за восстановлением научного потенциала этих областей. А для начала — подготовить доклад об их научных возможностях. И если там нет своих НИИ, можно подумать о создании там филиалов существующих российских институтов.
В своем выступлении научный руководитель направления ЮФУ академик РАН Игорь Каляев заострил внимание на такой важной проблеме, как безопасность объектов критической инфраструктуры в южном регионе. Он близок к зоне СВО и постоянно атакуется вражескими беспилотниками.
Последствия нападений хорошо известны: большой пожар на нефтебазе в городе Азове, недавняя атака на город Калач-на-Дону. Уже назрела задача создания средств и систем антидроновой защиты объектов гражданских объектов.
«Если объекты военной инфраструктуры защищены достаточно хорошо с помощью средств Минобороны, то объекты гражданской инфраструктуры ими пока не обеспечены. Мне кажется, именно РАН должна стать важным организатором этих работ. Пока что они ведутся в инициативном порядке, бессистемно, без какой-то общей идеи. Считаю, что такие работы можно развернуть на базе южных структур РАН, под ее научно-методическим руководством. Необходимо оперативно все это объединить в какую-то общую систему», — сказал Игорь Анатольевич.
В ходе дискуссий на конференции отчетливо прозвучала тема необходимости повышения статуса ЮНЦ РАН до Южного отделения РАН. База для этого есть: на Юге России живут 35 миллионов российских граждан, успешно работают многочисленные научно-исследовательские организации, здесь трудятся свыше сотни академиков и членкоров РАН.
В случае положительного решения донские власти готовы передать историческое здание ЮНЦ РАН, которое сейчас находится в долгосрочной аренде, в собственность Российской академии наук. Об этом заявил первый заместитель губернатора Ростовской области Игорь Гуськов, подчеркнув, что это станет важным шагом для развития науки на юге страны.
Прореагировал на это и министр ЛНР Иван Косов: «Если будет такая возможность, то в составе будущего Южного отделения РАН мы готовы к созданию научных институтов на территории ЛНР. Необходимую инфраструктуру в части зданий подберем».
Подытоживая этот разговор в донской столице, президент РАН отметил: «Ситуация динамично меняется. Академия стала другой, у нее появились новые возможности. Нет ни одного федерального министра, с которым бы руководство РАН не общалось и не обсуждало бы те или иные насущные проблемы российской науки и развития страны».
Как президент РАН, признался Геннадия Яковлевич, он сам регулярно участвует в стратегических сессиях, которые проводит Правительство РФ по ключевым направлениям работы. В общем, к голосу академии, ко мнению ее ученых сейчас прислушиваются, ни одна важная правительственная программа без обсуждения с РАН не принимается.
— Наши возможности стали другими. И если надо какие-то проблемы поставить, то мы это сделаем, — резюмировал Геннадий Красников.

Геннадий БЕЛОЦЕРКОВСКИЙ
Фотоснимки предоставлены пресс-службой РАН

Нет комментариев