На французской картине XV века изображен древний каменный инструмент

Более 500 000 лет назад наши предки человека использовали большие каменные инструменты, известные как «ашельские ручные топоры», чтобы рубить мясо и древесину, а также выкапывать клубни. Эти доисторические инструменты овальной и грушевидной формы, часто изготавливаемые из кремня, отслаиваются с обеих сторон и имеют заостренный конец.

Ручные топоры уже давно являются источником интереса в нашей социальной и культурной истории. Согласно текстам, до эпохи Просвещения в 17 и 18 веках люди думали, что они имеют естественное происхождение, и называли их «громовыми камнями, выпущенными из облаков», причем самые ранние записи датируются серединой 1500-х годов.

Но исследователи из Дартмута и Кембриджского университета установили, что « Меленский диптих » (около 1455 г.), написанный Жаном Фуке, изображает, вероятно, самое раннее художественное изображение ашельского ручного топора, демонстрируя, что эти предметы имели еще более раннее место в современный мир. Результаты опубликованы в Кембриджском археологическом журнале .

«Меленский диптих» был заказан Этьеном Шевалье, который был родом из Мелена, Франция, и служил казначеем короля Франции Карла VII. Диптих состоит из двух картин маслом на деревянных панелях: «Этьен Шевалье со Святым Стефаном» слева и «Мадонна с младенцем в окружении ангелов» справа.

Исследователи обнаружили, что на левой панели, по-видимому, был изображен ашельский ручной топор. На картине Шевалье изображен в малиновой мантии со сложенными вместе руками, как будто он молится, в то время как Святой Стефан, его покровитель, стоит рядом с ним и держит Новый Завет, а на вершине каменного предмета, напоминающего ручной топор, лежит каменный предмет, напоминающий ручной топор . книга. Каменный объект символизирует смерть через побивание камнями святого Стефана, первого христианского мученика.

Фуке считается одним из самых выдающихся французских художников до эпохи Возрождения, учитывая его способность работать с масляными красками.

Историки искусства всегда называли камень из «Меленского диптиха» «зазубренным камнем» или «большим острым камнем», но никто никогда не идентифицировал его как нечто, созданное человеком. Однако Стивен Кангас, старший преподаватель факультета истории искусств Дартмутского университета и соавтор исследования, предположил, что это не просто камень.

«Я знал о картине Фуке много лет и всегда думал, что каменный предмет похож на доисторический инструмент», — говорит Кангас. «Итак, это всегда как бы засело в глубине моего сознания, как то, чем мне нужно было заняться в будущем».

Это будущее наступило в 2021 году, когда Кангас посетил семинар в Дартмуте, посвященный местонахождению Исимила в Танзании, известному своими ручными топорами. С докладом выступил научный сотрудник Монтгомери Чарльз Мусиба, профессор антропологии Университета Колорадо-Денвер и эксперт по происхождению человека в Танзании и Южной Африке.

После семинара Кангас побеседовал с Мусибой и Джереми ДеСильвой, профессором и заведующим кафедрой антропологии Дартмутского университета и соавтором. Показав им изображение левой панели «Меленского диптиха», коллеги-преподаватели согласились, что каменный предмет на картине напоминает ручной топор.

Чтобы исследовать это дальше, исследователи сотрудничали с коллегами из Кембриджского университета, которые провели анализ расписного каменного объекта в диптихе.

Команда провела три анализа. Они исследовали общую каплевидную форму каменного объекта на картине, используя подход, называемый эллиптическим анализом Фурье, который количественно определяет форму объекта. Они обнаружили, что его форма схожа (в пределах 95%) с другими ашельскими топорами из региона, где были выполнены росписи.

Исследователи изучили цвет каменного предмета и сравнили его с цветом 20 французских ашельских топоров. Хотя цвета на картине, возможно, искажены нанесенными пигментами и лаками, изменение цвета на поверхности объекта в желтые, коричневые и красные оттенки соответствовало другим артефактам, полученным из ручного топора.

Как сообщают соавторы в исследовании, высокий уровень цветовых вариаций на поверхности указывает на то, что Фуке подошёл к большой тщательности и детализации, чтобы нарисовать каменный предмет. Инфракрасный анализ картины выявил как подрисовку, так и подмалевок, для которого каменный предмет явно был переработан.

Хотя художник всегда имеет художественную лицензию при создании своей работы, вполне возможно, что Фуке воспроизводил настоящий ручной топор или воссоздавал его по памяти. «Похоже, Фуке проявил особый интерес к каменному объекту, вероятно, потому, что он увидел тот, который поразил его внимание и воображение», — говорит Кангас.

Исследователи подсчитали отщепы на поверхности окрашенного каменного предмета. В среднем они обнаружили на поверхности 33 отщепа, что соответствовало среднему показателю, обнаруженному на 30 ручных топорах, случайно выбранных из их французских сборок ручных топоров.

«Данные нашего анализа формы, цвета и шрамов от чешуек каменного предмета на картине удивительно согласуются с данными других ашельских топоров из того места, где жил Фуке», — сказал соавтор Джеймс Кларк, аспирант кафедры археологии. в Кембриджском университете.

Предыдущие исследования предоставили доказательства того, что виды до Homo sapiens в Европе использовали ашельские ручные топоры, что сделало их одним из старейших используемых инструментов и наиболее изученных артефактов палеолита.

«Мне нравится идея связать ручной топор — утилитарный предмет, который помог гомининам выжить полмиллиона лет назад — со средневековой французской живописью, которая настолько известна, что ее преподают на вводных уроках истории искусства», — говорит ДеСильва. «От эпохи палеолита до эпохи Возрождения и далее ручные топоры были и продолжают оставаться частью человеческой истории».

Нет комментариев