Изучение древней ДНК показало, что слуги в Мачу-Пикчу были родом из далёких земель

На вершине гор в южном высокогорье Перу стоит чудо империи инков XV века — Мачу-Пикчу. Цитадель является сегодня всемирной туристической достопримечательностью и символом доколониальной латиноамериканской истории, но когда-то она была королевским дворцом императора.

Международная команда исследователей обнаружила невероятное генетическое разнообразие, скрытое в древних останках тех, кто когда-то называл Мачу-Пикчу своим домом. Ученые изложили свои выводы в исследовании, опубликованном  в журнале Science Advances .

Империя инков когда-то управляла огромными 2 миллионами квадратных километров. Поселение протянулось через горный хребет Анд в Южной Америке. Оно было основано в 1438 году первым правителем Пачакути Инка — Юпанки, и своего расцвета достиг в 1533 году, до колонизации испанцами.

В центре империи находилась столица Куско, а неподалеку располагался величественный дворец Пачакути — Мачу-Пикчу. Его посещала королевская семья и гости в сухой сезон — с мая по октябрь. Это было место для пиров, танцев, пения и охоты. Дворец круглый год обслуживали несколько сотен слуг, которые всегда жили здесь. Этих слуг хоронили на кладбищах за стенами дворца. В отличие от знати — представители элиты покоились на кладбище в Куско.

В 1912 году Перуанская научная экспедиция Йельского университета зафиксировала ошеломляющее количество похороненных в Мачу-Пикчу — 174 человека. Эти захоронения часто представляли собой неглубокие могилы или были скрыты под большими валунами или естественными скалистыми выступами. Рядом с некоторыми умершими были обнаружены керамические артефакты. Они показывают яркую картину культурного разнообразия со стилями из прибрежных и северных районов Перу, а также из горной местности Боливии в районе озера Титикака.

Ученые предположили, что Мачу-Пикчу привлекал на работу людей со всех уголков империи инков. Предполагается, что слуги, жившие в Мачу-Пикчу, прибыли из разных мест, привозя близкие сердцу предметы — керамику, например —  со своей родины.

Однако  артефакты могли попасть в этот район через торговлю. Чтобы выяснить, откуда пришли люди в Мачу-Пикчу, современные ученые проанализировали их ДНК.  Была секвенирована древняя ДНК из останков 68 человек: 34 из них были похоронены в Мачу-Пикчу и 34 в Куско. С помощью радиоуглеродного анализа специалисты определили возраст останков и обнаружили, что некоторые люди были захоронены до возникновения Пачакути и империи инков.

Затем ДНК сравнили с ДНК коренных народов, живущих сегодня в Андах (прошлые исследования показали, что эти генетические линии не были нарушены в течение последних 2000 лет ), а также с ДНК предков из более отдаленных регионов Южной Америки. Стоит отметить, что  принадлежность к «предкам» основана на исследовании ДНК и не обязательно совпадает с культурной самобытностью людей, хотя иногда это и происходит.

Были ли люди, похороненные в Мачу-Пикчу, генетически похожими на тех, кто жил в этом районе еще до правления Пачакути? Или они были связаны с предками из более отдаленных регионов? Если бы последнее было правдой, ученые могли бы с уверенностью предположить, что они (или их родители) прибыли в Мачу-Пикчу из дальних стран.

Из всех образцов ДНК, которые были проанализированы, ученые обнаружили: 17 человек имели происхождение от одного из проверенных отдаленных источников. К ним относятся все регионы перуанского побережья и высокогорья, а также регионы Амазонки Перу, Эквадора и Колумбии.

Только семеро из похороненных людей имели родословную, которую можно было бы связать с обширными южными высокогорьями Перу, где проживают Мачу-Пикчу и Куско. Однако невозможно подтвердить, что они были местными жителями самого Мачу-Пикчу. Остальные 13 человек имели смешанное происхождение — их родиной были в том числе Бразилия и Парагвай. Они могли быть потомками людей из разных стран, которые встретились в Мачу-Пикчу, или могли быть связаны с еще неизвестными южноамериканскими предками.

Что касается близких семейных отношений, то была обнаружена только одна пара: мать и дочь. Примечательно, что все люди были похоронены вместе на крупных кладбищах, независимо от их происхождения. Это может означать, что они считались равными друг другу по статусу. А этот вывод предполагает, что они родились в другом месте и прибыли в Мачу-Пикчу независимо, иногда вступая в отношения и имея детей.

Вполне вероятно, что эти люди были из класса «избранных женщин», называемого акллакона, и аналогичного класса мужчин, называемого янакона. Люди из этих групп уезжали из родных домов в молодом возрасте и направлялись на государственную, аристократическую или религиозную службу.  Прибыв в Мачу-Пикчу, они должны были провести остаток своей жизни, служа королевскому поместью. И хотя они обслуживали людей, более высоких по статусу, анализ костей показывает, что они жили комфортной жизнью. Многие дожили до преклонного возраста, но их останки не несут признаков недоедания, болезней или травм, полученных в результате войны или тяжелого труда.

И последнее: стоит отметить, что человеческие останки, относящиеся к периоду до империи инков, не отличались большим разнообразием происхождения. Это говорит о том, что именно создание империи инков привело людей издалека в Мачу-Пикчу.

Фото: heritagedaily.com