Датские ученые разработали молекулу, которая блокирует инфекцию SARS-CoV-2

Группа исследователей из Орхусского университета в Дании разработала новую молекулу, которая прикрепляется к поверхности частиц вируса SARS-CoV-2. Эта «насадка » предотвращает проникновение вируса в клетки человека и распространение инфекции.

Недавно разработанная молекула принадлежит к классу соединений, известных как РНК-аптамеры, и основана на том же типе строительных блоков, которые используются для мРНК-вакцин. Это делает их намного дешевле и проще в производстве, чем антитела, которые в настоящее время используются для лечения Covid-19 и для выявления вирусной инфекции с помощью экспресс-тестов на антигены.

Аптамер — это часть ДНК или РНК, которая складывается в трехмерную структуру. Она  может распознавать конкретную целевую молекулу, представляющую интерес. Присоединяясь к поверхности вируса, аптамер РНК предотвращает использование белка Spike в качестве ключа, позволяющего вирусу проникать в клетку.

Следовательно, РНК-аптамер — это не новый тип вакцины, а соединение, которое потенциально может остановить распространение вируса в организме после того, как кто-то подвергнется воздействию вируса.

Эффективное связывание с вирусом SARS-CoV-2 также означает, что аптамер можно использовать для тестирования на инфекцию COVID-19.

«Мы начали тестирование нового аптамера в экспресс-тестах и ​​надеемся, что сможем обнаружить очень низкие концентрации вируса», — говорит профессор Йорген Кьемс из Орхусского университета, главный автор статьи.

Исследования на культуре клеток показывают, что аптамер работает против предыдущих вариантов коронавируса, которые исследователи имели возможность протестировать.

«С тех пор, как мы отправили статью на экспертную оценку, мы продолжили наши исследования и смогли показать, что она также распознает дельта-вариант. Теперь мы ждем образцов недавно идентифицированного варианта, омикрона, чтобы мы могли проверить, распознает ли его аптамер », — говорит Йорген Кьемс.

Кьемс отметил, что результаты работы пока не прошли экспертную оценку.

БЕЛОК SPIKE НА ПОВЕРХНОСТИ ВИРУСА SARS-COV-2 (ОТМЕЧЕН КРАСНЫМ) РАСПОЗНАЕТ БЕЛОК HACE2 (ОТМЕЧЕН СИНИМ), КОТОРЫЙ ВЫСТУПАЕТ ИЗ ЗДОРОВЫХ КЛЕТОК ЧЕЛОВЕКА В ГОРЛЕ И ЛЕГКИХ. ТАКИМ ОБРАЗОМ, БЕЛОК SPIKE ДЕЙСТВУЕТ КАК КЛЮЧ, ПОЗВОЛЯЮЩИЙ ВИРУСУ ПРОНИКАТЬ В КЛЕТКУ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ СВОИ МЕХАНИЗМЫ ДЛЯ САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ. НЕДАВНО РАЗРАБОТАННЫЙ АПТАМЕР РНК (ОТМЕЧЕН ЖЕЛТЫМ) ОЧЕНЬ СИЛЬНО СВЯЗЫВАЕТ БЕЛОК SPIKE И БЛОКИРУЕТ ЕГО СПОСОБНОСТЬ РАСПОЗНАВАТЬ ACE2, ТЕМ САМЫМ ПРЕДОТВРАЩАЯ ДАЛЬНЕЙШЕЕ ЗАРАЖЕНИЕ.

14.12.2021