Вперед, к гелиосфере! Стартовала новая американская космическая миссия - солнечный орбитальный аппарат - Поиск - новости науки и техники

Вперед, к гелиосфере! Стартовала новая американская космическая миссия – солнечный орбитальный аппарат

16.02.2020

Совместный проект NASA и Европейского космического агентства (European Space Agency) космический аппарат под названием Solar Orbiter весом в 1800 кг и стоимостью в 1,5 миллиарда долларов был запущен с мыса Канаверал 9 февраля.

Миссия полностью посвящена изучению Солнца и будет получать снимки светила с беспрецедентно близкого расстояния, причем как в плоскости обращения Земли вокруг Солнца, так и в направлении его полюсов. Как отмечает ­­Space.com, среди задач орбитального аппарата – исследование механизмов формирования и поддержания гелиосферы – обширного пузыря околосолнечного пространства. Для этого у миссии Solar Orbiter есть 10 бортовых приборов и возможности удаленных измерений.

Все вместе позволит анализировать солнечное магнитное поле, изучать солнечный ветер – поток высоко энергичных частиц, испускаемых Солнцем – и многое другое. Пять приборов смогут наблюдать Солнце напрямую сквозь поры в термоустойчивой обшивке космического аппарата, остальные пять будут отслеживать окружающее пространство и измерять энергию частиц солнечного ветра и радиацию. Особое место в приборном оснащении занимают магнитометр и плазменные анализаторы. Антенна с высоким коэффициентом усиления – это тарелка диаметром 1,8 метра – будет фокусировать получаемые данные и отправлять их на Землю, две другие – более слабые антенны – предназначены для улавливания команд, передаваемых с Земли при сближении космического аппарата с орбитой планеты. Ожидается, что первые данные Solar Orbiter начнет получать уже в мае, а с полной научной нагрузкой он заработает в ноябре 2021 года – тогда околосолнечные изображения будут появляться в режиме онлайн.

Миссия, подобная Solar Orbiter, планировалась и российскими астрофизиками. Это должен был быть космический аппарат под названием «Интергелиозонд», который разрабатывали несколько институтов РАН совместно с Физтехом и 13 европейскими странами. По замыслу ученых, зонд изучал бы солнечные активные явления, солнечную корону, ветер и полярные области Солнца, которые не видны с Земли, подойдя к звезде, как и Solar Orbiter, на расстояние около 50 миллионов километров. «Интергелиозонд» должен был бы регистрировать данные с момента запуска на всем пути к цели, в том числе во время выполнения многократных гравитационных маневров у Венеры. Однако в прошлом году проект был заморожен на неопределенный срок. Причин тому несколько, и одна из них – «Роскосмос» намерен уделять большее внимание научным и космическим проектам, которые не дублируют миссии, запущенные другими странами.