В списке гостей. Посчитаны прилетавшие на Землю космические тела

Астрофизики Челябинского госуниверситета составили каталог 938 падений метеоритов, зарегистрированных с 1860-го по 2018 годы.

В работе использованы базы данных Meteoritical Bulletin Database и лаборатории метеоритики Института геохимии и аналитической химии РАН. Каталог, в котором космические тела систематизированы по ряду параметров, подготовили заведующий кафедрой теоретической физики ЧелГУ профессор Александр Дудоров и доцент кафедры, кандидат физико-математических наук Ольга Еретнова. В нем указаны название метеорита, его масса, количество найденных фрагментов, группа по химическому составу и структуре, географические координаты и дата его падения.

Как видно из каталога, 882 метеорита (около 94%) являются каменными, 45 — железными и 10 — железокаменными.

В каталоге приведены дополнительные сведения о самых известных метеоритах. Например, метеорит, упавший в 1954 году в Алабаме (США), является первым документированным внеземным объектом, попавшим в человека. Со слов мисс Ходжес, фрагмент метеорита пробил крышу каркасного дома и ударил ее, когда она дремала на диване. Женщина получила сильные ушибы, но обошлось без серьезных травм. А в 1972 году в Венесуэле был зафиксирован случай, когда от метеорита пострадала корова.

В 1998-м в Туркмении в 30-50 метрах от работающих на хлопковом поле людей упал метеорит, образовавший кратер глубиной 4 метра и диаметром 6 метров. Он входит в десятку крупнейших метеоритов мира, наблюдавшихся при падении. Наибольший его фрагмент имеет массу около 900 кг. Самый «живой» из попавших на Землю метеоритов найден в 1969 году в Австралии. Это углистый хондрит. Он содержит широкий спектр аминокислот и около 10 тысяч органических соединений.

Как выяснили ученые, за последние сто лет зарегистрированы четыре падения метеоритов, подобных челябинскому по типу и размерам. При этом ежегодно на поверхность Земли выпадают несколько десятков тысяч тонн космического вещества. Бóльшую часть составляют пыль и метеороиды диаметром менее 0,5 метра, сгорающие в атмосфере.

Ученые сделали также интересный вывод, касающийся зависимости числа падений метеоритов на Землю от солнечной активности. У группы метеоритов с повышенным содержанием железа обнаруживается 10-11-летняя цикличность числа падений. На такие материалы оказывает воздействие внешнее магнитное поле. Это позволяет предположить, что в годы максимумов солнечной активности секторное магнитное поле Солнца может оказывать более сильное влияние на движение метеороидов и изменять их первоначальные орбиты.

Пресс-служба ЧелГУ