В Млечном Пути найдена колоссальная «волна» газа и молодых звезд

09.01.20

Еще с конца 19 века астрономам известно о том, что в окрестностях Солнца существует так называемый Пояс Гулда. Это огромная кольцевидная структура, которая включает в себя огромное количество молодых крупных и ярких звезд, а также областей активного звездообразования. Считалось, что все они складываются в огромный диск диаметром в 3 тысячи световых лет. Он наклонен на 16-20 градусов к плоскости нашей галактики. Но, как выяснили астрономы из Гарвардского университета, на самом деле все обстоит несколько иначе. Они обнаружили огромный неразрывный поток газа в форме изогнутой волны. Это крупнейшая из подобных структур во всей Галактике. Она уходит на триллионы километров вверх и вниз от плоскости ее диска. Об этом Жуан Альвес и его соавторы рассказали в статье, готовящейся к публикации в журнале Nature.

В основу исследования легли данные, полученные европейским космическим аппаратом Gaia. Он измерил положение и движение звезд Млечного Пути. Благодаря этому удалось составить 3D-карту распределения межзвездного вещества Галактики. В итоге и получилась та самая гигантская структура, которая получила название «волна Рэдклиффа». Она соединяет между собой множество областей звездообразования, в том числе те, что обычно относят к Поясу Гулда.

«Вместо него мы обнаружили самую масштабную неразрывную газовую структуру в Галактике, организованную не в кольцо, а в огромный, волнообразный филамент, — говорит Жуан Альвес. — От Солнца до ее ближайшей точки всего 500 световых лет. Все время она была прямо у нас перед глазами, мы просто не могли ее рассмотреть».