Ученые обнаружили самый быстро вращающийся астероид Солнечной системы

У Солнца появился новый сосед, который скрывался в сумерках. Астероид  вращается вокруг нашего светила всего за 113 дней. Это самый короткий из известных орбитальных периодов для астероидов и второй самый короткий для любого объекта в Солнечной системе после Меркурия. Небесное тело было обнаружено Скоттом С. Шеппардом из университета Карнеги на снимках в вечерних сумерках, сделанных Ианом Деллом из Университета Брауна.

Недавно обнаруженный астероид под названием 2021 PH27 имеет размер около 1 километра и находится на нестабильной орбите, пересекающей орбиту Меркурия и Венеры. Это означает, что в течение нескольких миллионов лет он, вероятно, будет разрушен при столкновении с одной из этих планет или Солнцем, или будет выброшен из своего текущего положения.

Изучение подобных объектов может помочь ученым понять, откуда произошли астероиды и силы, которые сформировали архитектуру нашей Солнечной системы.

«Скорее всего, PH27 2021 года был вытеснен из Главного пояса астероидов между Юпитером и Марсом, и гравитация внутренних планет сформировала его орбиту в ее нынешнюю конфигурацию, — сказал Шеппард. Хотя, исходя из большого угла наклона в 32 градуса, вполне возможно, что PH27 2021 года — это потухшая комета из внешней Солнечной системы, которая рискнула слишком близко подойти к одной из планет, поскольку путь ее путешествия привел ее к близости с внутренней Солнечной системой».

Поскольку 2021 PH27 настолько близок к массивному гравитационному полю Солнца, он испытывает самые большие общие релятивистские эффекты среди всех известных объектов Солнечной системы. Это проявляется в небольшом угловом отклонении его эллиптической орбиты с течением времени, движении, называемом прецессией, которое происходит примерно со скоростью одна угловая минута в столетие. Наблюдение за прецессией Меркурия озадачило ученых, пока общая теория относительности Эйнштейна не объяснила его орбитальные изменения с течением времени. Прецессия PH27 2021 даже быстрее, чем у Меркурия.

«PH27 2021 приближается к Солнцу так близко, что температура его поверхности достигает около 900 градусов по Фаренгейту при самом близком приближении, достаточно горяча, чтобы плавить свинец», — сказал Шеппард.

Будущие наблюдения за этим объектом прольют больше света на его происхождение. Сравнение PH27 2021  с объектами, которые вращаются вокруг Земли, улучшит знания исследователей о его составе и материалах, которые позволяют ему выжить в этих экстремальных условиях. Такой объект, как PH27 2021, испытывает огромные тепловые и внутренние нагрузки из-за своей близости к Солнцу.

Перепись астероидов вблизи и внутри орбиты Земли имеет решающее значение для выявления тех, которые потенциально могут повлиять на нашу планету, но их трудно обнаружить, потому что они приближаются к Земле в дневное время. Эти типы астероидов нелегко обнаружить с помощью большинства съемок, которые обычно проводятся ночью. Астероид скоро пройдет за Солнцем и будет недоступен для наблюдения с Земли до начала следующего года, когда наблюдатели смогут уточнить его орбиту с точностью, необходимой для того, чтобы дать ему официальное название.

Единственный эффективный метод обнаружения астероидов, движущихся вокруг Солнца по орбитам, более близким, чем орбиты Земли, — это делать снимки, когда Солнце садится или восходит, что Делл’Антонио и Фу сделали с помощью камеры темной энергии на 4-метровом телескопе в Чили «Бланко» Национального научного фонда. Их основное исследование является частью «Полного обзора скоплений в локальном объеме», в рамках которого наблюдается большая часть массивных скоплений галактик в ближайшей Вселенной с повышенной детализацией. В сотрудничестве с Шеппардом Делл’Антонио и Фу переключились с некоторых из самых далеких объектов во Вселенной на некоторые из ближайших, используя первые несколько минут вечерних сумерек 13 августа, чтобы сделать снимки, на которых Шеппард смог найти 2021 PH27 несколькими часами позже.

«Поскольку объект уже находился в солнечном свете и двигался ближе к нему, было необходимо определить орбиту объекта до того, как он потеряется за нашей центральной звездой, — объяснил Дэйв Толен из Гавайского университета, который измерил  положение астероида на небе и предсказал, где он будет ночью после первоначального открытия. — Я предположил, что для того, чтобы астероид такого размера оставался скрытым так долго, у него должна быть орбита, которая удерживает его настолько близко к Солнцу, что его трудно обнаружить с позиции Земли».

Дополнительные изображения были получены следующей ночью с помощью телескопов Magellan в обсерватории Карнеги Лас-Кампанас в Чили, а также снова с помощью 4-метрового телескопа «Бланко». Для определения орбиты нового астероида, прежде чем он был потерян, потребовалась третья ночь последующих наблюдений, но пасмурная погода в Чили вынудила ученых обратиться к коллегам в Южной Африке в  обсерватории Лас-Кумбрес.

«Несмотря на то, что время телескопа очень ценно, международный характер и любовь к неизвестному заставляют астрономов отвергать свои собственные научные данные и наблюдения, чтобы следить за новыми интересными открытиями, подобными этому, — сказал Шеппард. — Мы так благодарны всем нашим сотрудникам, которые помогли нам быстро отреагировать на это открытие».

Иллюстрация орбиты PH27 2021 года, сделанная Кэтрин Кейн и Скоттом Шеппардом. Это самый быстрый из известных астероидов. Фото: eurekalert.org