Старт с улицы Просвещения. Связь Новочеркасского политеха с космосом держится на личностях

О том, что 15 сентября ракета-носитель выведет в космос транспортный корабль с экипажем, в котором будет Николай Чуб (на снимке), я услышала за сутки до события. Несколько сотрудников Южно-Российского государственного политехнического университета им. М.И.Платова рассказали мне об этом. И в ответ на мое недоумение (откуда знаете?) гордо ответили: «Он — наш, заканчивал НПИ, мы с ним хорошо знакомы».

Поэтому сообщение о том, что корабль «Союз МС-24» отправился в сторону МКС в 18:44 по московскому времени, только подтвердило тесную связь вуза с освоением космоса. Стыковка «Союза МС-24» с малым исследовательским модулем «Рассвет» российского сегмента Международной космической станции прошла в штатном режиме в 21:56. Можно было радоваться: Николай Александрович Чуб, одиннадцать лет готовившийся к полету, начал его. На МКС ему предстоит провести год и за это время совершить четыре выхода в открытый космос.

Удивительно, что Николай Чуб задумал стать космонавтом, уже будучи вполне взрослым. До того закончил школу №1 в родном Новочеркасске, учился в первом техническом вузе юга России Новочеркасском политехе, получил диплом по специальности «Управление и информатика в технических системах». Далее — аспирантура при том же ­ЮРГПУ им. М.И. Платова по модным тогда «экономике и управлению народным хозяйством». Создал и возглавил небольшое ООО. А когда в 2012-м прослышал про то, что открыт конкурс по отбору в отряд космонавтов России, рискнул принять участие. Ему было 28 лет. Семья, дети… Но 8 октября межведомственная комиссия приняла решение допустить Николая Чуба в числе 9 претендентов к прохождению общекосмической подготовки. В том же месяце его назначили кандидатом в космонавты-испытатели НИИ ЦПК им. Ю.А.Гагарина.

 

Зимой 2013 года Николай Чуб вместе с такими же кандидатами в космонавты Дмитрием Петелиным и Сергеем Корсаковым участвовал в двухсуточной тренировке по отработке действий после приземления экипажа в лесисто-болотистой местности. Через год (летом) пробовал силы в подъеме космонавта на борт вертолета, находящегося в режиме зависания. Затем вместе с Петром Дубровым и Д.Петелиным Николай Чуб двое суток отрабатывал действия экипажа после приземления в условиях пустынной местности на Байконуре. 16 июня 2014 года ему была присвоена квалификация «космонавт-испытатель». Уже в этой должности он готовился трудиться в составе основного экипажа транспортного космического корабля «Союз МС-23» космических экспедиций МКС-68/МКС-69. Однако из-за аварии в декабре 2022 года в системе терморегулирования ТПК «Союз МС-22» запуск этого корабля был произведен 24 февраля 2023 года в беспилотном варианте, а его основной экипаж получил направление лететь на ТПК «Союз МС-24».

Уже весной нынешнего года Николай Чуб вместе с Олегом Кононенко прошли подготовку в Космическом центре им. Л.Джонсона (Хьюстон, США), где изучали американский сегмент МКС и совместно с экипажем миссии ­Crew-7 разбирали варианты по выходу из аварийных ситуаций на борту МКС.

Сотрудники ЮРГПУ им. Платова все это рассказывали так, будто вспоминали успехи члена своей семьи. Дело в том, что все «космические» годы НЧуб поддерживал с родным вузом тесные связи, даже на МКС в числе личных вещей взял вымпел ЮРГПУ. И это не просто признательность за образование — это общее дело: в ближайшие годы Роскосмос планирует освоить новый отечественный пилотируемый космический корабль «Орел». Произойдет это, как обычно, при активном участии ученых ЮРГПУ (НПИ).

Самое удивительное, что ведет эту работу не какой-нибудь НОЦ космоса, а НИИ «Транспортные системы и комплексы» ЮРГПУ (НПИ), созданный в 2011 году. Но его родословная началась гораздо раньше, в 1960-е годы, и всего лишь со студенческого научного общества, но буквально за несколько лет это СНО превратилось в мощное студенческое конструкторское бюро (СКБ НПИ). Рассказывает директор НИИ ТСК, заслуженный испытатель и заслуженный создатель космической техники Валерий Папирняк:

— В этом СКБ, начиная с третьего курса, молодежь выполняла реальные проекты для серьезных организаций — партнеров из Москвы, Волгограда, Киева, Донецка, Коммунарска. А начало 1970-х годов ознаменовалось заключением первого договора с предприятиями Министерства общего машиностроения (МОМ), впоследствии — со структурами Росавиакосмос и Роскосмос. В 1985 году по инициативе НПО «Энергия» и ленинградского ЦНИРТК начали работы по имитации невесомости, а 1994-й навсегда запомнился взаимодействием с ГКНПЦ им. М.В.Хруничева на космодроме Байконур. Тогда же вуз приступил к сотрудничеству с Центром подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, ставшего нам особо родным после того, как там стал заниматься Николай Чуб. ЮРГПУ им. М.И.Платова был вовлечен в программы «Салют», «Союз», «Мир», «МКС», а теперь «Орел».

— 1994 год принес нам много работы: семь установок на Байконуре, начало создания тренажера «Выход-2» для Звездного. Мы стали делать наземные системы жизнеобеспечения. В это же время активизировалась РКК «Энергия»: то, что мы делали по их заказу для «Бурана», доработали уже для МКС, — рассказывает Валерий Петрович, перечисляя виды выполненных заданий, и добавляет. — Всего и не вспомнишь: в нашем каталоге уже более 300 образцов транспортной, технологической, испытательной техники и тренажеров. Причем все они оказались востребованными. Сейчас кроме заказов от РКК «Энергия» и Центра подготовки космонавтов мы выполняем работы в интересах Мин­обороны, авиации МВД и ФСБ. Со следующего года беремся за большую НИР для ОКБ Туполева и эскизный проект изделия по заданию Минобороны.

Безусловная гордость инженеров — тренажер для отработки выхода в открытый космос «Выход-2». Он — уникальный, единственный в мире, на нем тренировался и экипаж, на днях улетевший в космос. Тренажер помогает на Земле формировать навыки внекорабельной деятельности. Причем операторы на нем тренируются проводить шлюзование, использовать выходной люк в скафандрах «Орлан МК-Т», то есть тренировки идут при имитации невесомости. Пространственное движение операторов в скафандрах обеспечивается их мышечными усилиями в условиях безопорного пространства на штатном оборудовании, гарантирующем шесть степеней подвижности за счет применения систем на воздушной подушке. Системы эти уменьшают сопротивление движению за счет силокомпенсирующих приводов различного исполнения, работающих независимо друг от друга.

«Выход-2» прославил не только ЮРГПУ им. М.И.Платова (НПИ), но и весь Новочеркасск как город, где жители умеют делать уникальные, пока неповторимые конструкции и приборы. Так, помимо тренажеров в ЦПК и РКК «Энергия» работает много других систем, созданных инженерами Новочеркасска, они нацелены на решение перспективных задач, в том числе и имитации гравитации на разных планетах, например, на Марсе.

Еще одна гордость НИИ ТСК — стенд для отработки конструкций и подготовки персонала к проведению типовых и контактных операций грузовой стрелой ГСтМ. Он предназначен для совершенствования функций стрелы, удлиняющейся, словно телескопическая удочка. ГСтМ создана для переноски грузов и выполнения монтажно-сборочных работ, когда обитатели МКС ведут их в открытом космосе. Наземная отработка заключена в разгрузке приводов ГСтМ, элементов конструкции от проявлений силы тяжести и для имитации состояния невесомости полезного груза. Стенд можно использовать при отработке операций передвижения и сборки крупногабаритных конструкций, стыковки элементов космических аппаратов и станции, при испытании разной техники и подготовке космонавтов.

Но НИИ ТСК не единственный научный коллектив университета, который работает в интересах освоения космоса, есть еще ОКТБ «Старт». Это Особое конструкторско-технологическое бюро было создано в советское время, едва не погибло после развала СССР, но в 2018 году было возрождено благодаря энтузиазму и гражданской ответственности инженеров вуза. Вспоминая те дни, директор ОКТБ «Старт» Николай Сухенко говорит:

— В тот момент в коллективе трудились всего несколько человек, которые приступили к разработке интерактивных электронных технических руководств для нужд ПАО РКК «Энергия». Я был в числе инженеров, которым была поставлена задача создать для космонавтов буквально «электронный учебник», в котором есть и массив справочной информации, и интерактивные схемы, и 3D-модели, с которыми можно активно взаимодействовать. Сейчас эти руководства используются и на Земле, и на МКС. У экипажа, в который входят Н.Чуб и О.Кононенко, — планшетная версия этого «учебника». Создавали его, кстати, не только специалисты ОКТБ «Старт», но и множество сотрудников разных факультетов и подразделений ЮРГПУ. Часть из них позже пополнила коллектив КБ. Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина активно взаимодействует с ОКТБ «Старт», вместе разрабатывая аванпроекты, на основании которых появляются ТЗ для новых разработок.

— Например, — рассказывает Николай Сухенко, — мы сделали конструкторскую документацию и по ней изготовили систему моделирования пожара комплексных тренажеров «Союз». Система рассчитана на отработку действий космонавтов при возникновении нештатной ситуации на МКС. Важно было автоматизировать работу тренажера для разных условий учебной ситуации, предусмотрев различные режимы: длительность поступления дыма, разную степень задымления и даже несколько мест «возгорания» в пределах корабля. Мы справились, и сейчас система активно используется для обучения экипажей, готовящихся к полетам. Автоматизация процессов — особое направление нашей деятельности. Мы традиционно выполняем много проектов в этой области.

Как рассказал проректор по научной работе и инновационной деятельности ЮРГПУ (НПИ) Владимир Пузин, «Старт» разрабатывал человеко-машинный интерфейс, который был применен в выкладочном комплексе для создания композитных деталей нового поколения: «Над ним трудились ученые НИИ вычислительных, информационных и управляющих систем и НИИ строительных технологий нашего ЮРГПУ. Зимой этого года мы завершили сдачу заказчику первого в РФ выкладочного комплекса, который будет использоваться для производства авиационных деталей. Сейчас комплекс проходит промышленную апробацию, инженеры нашего вуза обсуждают еще ряд крупных проектов, которые им предстоит выполнять».

Плюс ведущие исследователи и конструкторы ЮРГПУ (НПИ) заняты разработкой систем комплексного тренажера для будущего отечественного пилотируемого космического корабля «Орел». Центр подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина доверил специалистам вуза разработать три функциональные системы комплексного тренажера: вычислительную, электропитания и подачи воздуха. То есть ЮРГПУ им М.И.Платова (НПИ) продолжает готовить кадры, которые обеспечивают стране развитие технологий, позволяют вузу участвовать в самых ярких наукоемких проектах Отечества.

 

Елизавета ПОНАРИНА

совместно с пресс-службой ЮРГПУ

Нет комментариев