Старше Солнца? Анализ образцов с астероида Рюгу указал на его солидный возраст

20.11.22

Два образца с поверхности околоземного астероида Рюгу были получены японской миссией «Хаябуса-2» (Hayabusa-2) в 2019 году и доставлены на Землю в 2020-м. Результаты анализа этого материала свидетельствуют о том, что Рюгу образовался вдали от Солнца в холодных глубинах внешней области Солнечной системы. В образцах нашли частички пыли, которая старше Солнца. Но главное — Рюгу остался неизменным со времен своего формирования в первые 4-5 миллионов лет истории Солнечной системы. Изучение образцов показывает также, что Рюгу был выброшен с орбиты около Нептуна, а затем направлен ближе к нам мигрирующими гигантскими ледяными планетами. Рюгу отнесен к астероидам класса С, темным углеродистым объектам.

Углеродсодержащие астероиды — самый распространенный тип астероидов, но Рюгу по составу заметно отличается от большинства из них. К примеру, содержание изотопа железа-54 в нем ниже, чем у других астероидов класса С, за исключением тех, что называются хондриты CI. Самый известный из хондритов CI — открытый в 1938 году метеорит Ивуна. Соотношение летучих элементов тяжелее водорода и гелия в нем почти такое же, как относительное содержание этих элементов на видимой поверхности Солнца, в фотосфере, что свидетельствует об особенно раннем формировании Ивуны. Дело в том, что различные химические и термальные процессы со временем изменяют состав планет, астероидов и комет, близких к Солнцу, и эти небесные тела утрачивают свою первозданность. Но на внешних краях Солнечной системы, где гораздо холоднее, химические реакции почти не происходят. А это означает, что состав таких объектов сохраняет состав Солнца, который, в свою очередь, отражает состав околосолнечной туманности, газового облака, из которого возникли Солнце и планеты.

Обилие дейтерия, тяжелого водорода, и изотопа азота-15 в изучаемых образцах с астероида Рюгу — это то, что ожидают увидеть ученые, если объект сформировался в холодной внешней области Солнечной системы. Но исследователи под руководством Рюдзи Оказаки из японского Университета Кюсю (Kyushu University) выявили в составе астероида Рюгу и то, что отличает его от известных хондритов CI. Этот астероид содержит заметное количество инертных газов, включая гелий, неон, аргон, криптон и ксенон, но в нем мало характерного для хондритов CI азота-15.