Составлена первая карта камнепадов на Луне

12.06.2020

Ученые на Луне установили масштабную слежку за камнями. С помощью нейронной сети они проанализировали миллионы снимков естественного спутника Земли и составили первую карту камнепадов, проследив путь небольших  булыжников и гигантских валунов. Результаты исследования опубликованы в журнале Nature Communications.

Но это вовсе не главное достижение, которым могут теперь гордиться исследователи. Полученные данные позволили им выяснить причины камнепадов. И оказалось, их провоцируют вовсе не лунные “землетрясения”, как считалось ранее, а удары астероидов. Именно они, утверждают исследователи, провоцируют 80 процентов камнепадов. Дело в том, что они происходят в районе кратеров. Одни сразу после столкновения небесного тела с поверхностью Луны, другие — гораздо позже. И тут есть объяснение: от удара образуются разломы, которая постепенно расширяется. В результате отдельные участки поверхности могут стать нестабильными даже через очень продолжительный период времени.

Остальные камнепады, зафиксированные вдали от кратеров имеют сейсмическое или вулканическое происхождение. Некоторые них были обнаружены вблизи тектонических разломов и вулканических жерл. Таким образом, новая глобальная карта поможет  определить на Луне неизвестные сегодня сейсмически активные регионы. А значит можно будет лучше спланировать будущие миссии космических аппаратов и экипажей на Луну и не допустить, чтобы они столкнулись с серьезными проблемами на Луне.

Не скрывают своего удивления ученые и от того, что следы камнепадов обнаружены в районе самых древних лунных ландшафтах, которые сформировались 4 миллиарда лет назад или еще раньше. Обычно следы движения валунов исчезают через несколько миллионов лет, а если они остались, значит ландшафт продолжает эволюционировать. По-видимому, после камнепадов в течение долгого времени меняется геология региона, говорят ученые. И теперь это наводит их на мысль, что подобные явления могут происходить и на других безвоздушных небесных телах, например, Меркурии или астероиде Веста.

Фото: mps.mpg.de