Золотая десятка. Журнал Science опубликовал традиционный рейтинг научных прорывов года

«Золотым глазом» астрофизики назвали новый космический телескоп «Джеймс Уэбб» (James Webb Space Telescope), у которого золотое 6,5-метровое зеркало, самое большое из когда-либо запущенных в космос. Сочетание большого зеркала со способностью обнаруживать объекты по инфракрасному излучению позволяет «Джеймсу Уэббу» наблюдать астрономические феномены. Телескоп был запущен в конце прошлого года, первые сделанные им снимки были представлены миру 11 июля. На них запечатлены невиданные раннее «космические скалы», а также нарождающиеся звезды, беспрецедентное множество сталкивающихся друг с другом галактик и горячие экзопланеты. За «Джеймсом Уэббом» в рейтинге следует улучшенный многолетний рис сорта Perennial Rice 23 (PR23). Это результат многолетних опытов по скрещиванию коммерческого сорта «Азиатский» с диким рисом, произрастающим в Африке. PR23 высокоурожаен, а возделывать его значительно легче. На третьем месте в «горячей десятке» года — то, что редакция Science назвала «креативностью искусственного интеллекта», подразумевая при этом прежде всего основанную на машинном обучении способность алгоритмов создавать изображения по текстовому описанию. В качестве примера приводится система DALL-E компании OpenAI.

Главным биологическим открытием года стала гигантская бактерия Thiomargarita magnifica, обнаруженная в мангровых зарослях Карибского моря. Она в 5000 раз больше многих бактериальных клеток. Полученные в этом году долгожданные результаты масштабных клинических испытаний двух вакцин против респираторно-синцитиального вируса (RSV) показали их способность надежно защищать две особенно подверженные этой распространенной инфекции группы: детей и пожилых. В другом биомедицинском исследовании года представлены данные, указывающие на вирус Эпштейна-Барр как на наиболее вероятную причину рассеянного склероза.

Дальше в списке — Закон о снижении инфляции, одобренный Конгрессом США в этом году. Он подразумевает выделение около $370 миллиардов на программы в области энергетической безопасности и борьбы с изменением климата. Результаты исследования, опубликованного в Nature, предполагают, что последствия бубонной чумы, вызванной бактерией Yersinia pestis, можно обнаружить в генах, определяющих работу иммунной системы современного человека. В этом году человечество впервые продемонстрировало возможность защиты нашей планеты от других небесных тел: зонд NASA DART врезался в астероид Диморф и изменил его траекторию. И, наконец, по древней ДНК, полученной из окружающей среды в Гренландии (т. н. экологической, или эДНК), ученым удалось воссоздать экосистему, существовавшую 2 миллиона лет назад. Оказалось, что в Гренландии того времени среди берез и тополей обитали северные олени, зайцы, лемминги и мастодонты.