Высокий уровень тестостерона не делает мужчин более успешными

Существует широко распространенное мнение, что тестостерон может повлиять на социальное положение. По крайней мере, у мужчин. В предыдущих исследованиях было обнаружено, что руководители-мужчины с высоким уровнем тестостерона имеют больше подчиненных, а «тестостероновые» финансовые трейдеры получают большую ежедневную прибыль. Было также обнаружено, что уровень тестостерона выше среди более высокообразованных мужчин и среди самозанятых мужчин, что указывает на связь этого мужского полового гормона с предпринимательской жилкой. Считается, что влияние тестостерона благотворно влияет на поведение: эксперименты показывают, что тестостерон может сделать человека более агрессивным и склонным к риску, и эти черты востребованы на рынке труда, например, когда вы разговариваете с начальством о своем продвижении или повышении зарплаты.

Однако новое исследование, основанное на анализе ДНК, предполагает, что роль тестостерона в достижении социального успеха преувеличена. Возможно, это не тестостерон влияет на социально-экономическое положение человека, а более выгодное социально-экономическое положение повышает тестостерон.

Во-первых, известно, что социально-экономическое неблагополучие является стрессом, а хронический стресс может снизить уровень мужского полового гормона. Во-вторых, то, как человек воспринимает свой статус по отношению к другим людям в обществе, также может повлиять на уровень тестостерона: исследования спортивных матчей, обычно между мужчинами, часто показывают, что тестостерон повышается у победителя по сравнению с проигравшим.

Есть и другие факторы, отвечающие за связь тестостерона и успеха. Например, более высокий уровень тестостерона у мужчин связан с хорошим здоровьем, а хорошее здоровье также может помочь людям добиться успеха в своей карьере. (Для женщин более высокий уровень тестостерона связан с ухудшением состояния здоровья, поэтому ожидаема связь между более высоким уровнем тестостерона и более низким социально-экономическим положением.)

Отделить другие факторы успеха от фактора влияния тестостерона довольно сложно.

Для этой цели ученые применили метод рандомизации по Менделю: в новом исследовании была использована генетическая информация, относящаяся к одному фактору (тестостерону), что позволило изолировать влияние других факторов на интересующие исследователей результаты (социально-экономические показатели, такие как доход и образовательная квалификация).

ДНК определяется до рождения и, как правило, не меняется в течение вашей жизни (есть редкие исключения, такие как изменения, которые происходят при раке). Поэтому, если мы наблюдаем связь социально-экономического положения с генетическими вариантами, связанными с тестостероном, это убедительно свидетельствует о том, что тестостерон влияет на социальный успех.

Ученые проанализировали генетические варианты более чем 300 000 взрослых участников Биобанка Великобритании (мужчин и женщин) и изучили, как эти варианты были связаны с уровнем дохода, образования, качеством жилья, самооценкой и общим состояние здоровья.

Оказалось, что генетические вариации, связанные с тестостероном, не влияют на какой-либо аспект социально-экономического положения, здоровья или степень принятия риска.

Результаты показывают, что, несмотря на социальную мифологию вокруг тестостерона, он может быть гораздо менее важен для успеха и жизненных шансов, чем считали ранее.

02.08.2021