Параметры периметра. Подписан второй контракт на изготовление оборудования для ЦКП «СКИФ»

Обстановка в Доме ученых Новосибирского Академгородка отличалась торжественностью: в присутствии губернатора Новосибирской области Андрея Травникова и председателя СО РАН академика Валентина Пармона был подписан госконтракт на сумму 8,93 миллиарда рублей. Под документом на выполнение работ по изготовлению и сборке технологически сложного оборудования ускорительного комплекса Центра коллективного пользования «Сибирский кольцевой источник фотонов» (ЦКП «СКИФ») поставили подпись директор Института катализа СО РАН академик Валерий Бухтияров (представитель заказчика) и директор Института ядерной физики СО РАН академик Павел Логачев (от лица исполнителя).

Напомним, что Сибирский источник синхротронного излучения поколения 4+ с энергией 3 ГэВ в будущем станет частью отечественной сетевой инфраструктуры синхротронных и нейтронных исследований. ЦКП «СКИФ» будет включать в себя не только ускорительный комплекс, но и развитую пользовательскую инфраструктуру: экспериментальные станции и лабораторный корпус. Запуск первой очереди проекта намечен на 2024 год, ориентировочная стоимость оценивается в 37,1 миллиарда рублей.

В конце прошлого года был подписан первый контракт — на создание линейного ускорителя и бустерного синхротрона. Оборудование инжекционного комплекса уже изготавливается в ИЯФ СО РАН.

— Предмет второго контракта — накопительное кольцо ускорителя периметром 476 метров, фронтенды — устройства для выведения синхротронного излучения к станциям и ондуляторы, генерирующие излучение. Это оборудование должно быть готово к 31 декабря 2023 года, чтобы мы могли продемонстрировать пучок, — пояснил руководитель Проектного офиса ЦКП «СКИФ», доктор физико-математических наук Евгений Левичев. — Второй контракт не только самый крупный по количеству оборудования, но и самый ответственный, так как от его исполнения зависит качество параметров установки. ИЯФ выполнит большую часть работ, но планируется привлекать и другие российские организации, например, для производства высокочастотных генераторов. Незначительная доля оборудования будет заказана за рубежом.

Итак, ключевые игроки определены. Заказчиком и застройщиком ЦКП «СКИФ» выступает ФИЦ «Институт катализа им. Г.К.Борескова СО РАН». Проектирует объект Центральный проектно-технологический институт (входит в топливную компанию «Росатома»«ТВЭЛ»). Генеральный подрядчик «Концерн Титан-2» также числится в структуре «Росатома». Единственный исполнитель по изготовлению и запуску технологически сложного оборудования — ИЯФ.

Источник синхротронного излучения планируется создать к концу 2023 года, а в 2025-м на шести станциях первой очереди уже должны начаться исследования. Всего ЦКП будет включать 30 пользовательских станций, на которых ежегодно смогут работать 2000 российских и зарубежных исследователей, жаждущих сказать новое слово в различных областях науки.

Ольга Владимирова