Голубое чудо. Новый сверхпроводник проявляет свои свойства при комнатной температуре

Физик из Университета Рочестера Ранга Диас на проходившей в Лас-Вегасе ежегодной конференции Американского физического общества объявил о том, что он с сотрудниками достиг долгожданной цели — создал сверхпроводник, работающий при комнатной температуре при почти комнатном давлении. Почти одновременно с выступлением Диаса публикация о созданном им «материале мечты» вышла в Nature.

Многими учеными это сообщение было встречено с энтузиазмом, потому что появление материала, проводящего электрический ток без энергетических потерь, коренным образом усовершенствует технологии, в которых используется электричество. Но среди экспертов есть и скептики, напоминающие о том, что прошлогоднюю статью группы Диаса о другом сверхпроводнике пришлось отозвать из-за сомнений в качестве методики обработки исходных данных. До сих пор сверхпроводимость наблюдалась только при низких температурах и высоких давлениях, что очень ограничивает использование материалов, проводящих электричество без сопротивления. Новое соединение — легированный азотом гидрид редкоземельного металла лютеция — сверхпроводник при 21 градусе Цельсия и при давлении около одного гигапаскаля, сообщает издание Quanta. Это все еще высокое давление, в 10 раз превышающее давление в глубочайшей точке планеты — на дне Марианской впадины, но оно в 100 с лишним раз меньше, чем давление, необходимое в прежних экспериментах по созданию сверхпроводящих материалов.

Для получения нового сверхпроводника ученые зажали кусочек тонкой лютециевой фольги в крошечных алмазных тисках и ввели в реакционную ячейку, где находились тиски, смесь газов водорода и азота. Затем они повысили давление до двух гигапаскалей, а температуру — до 200 градусов Цельсия и поддерживали эти условия в течение трех дней. В результате получился синий кристалл легированного азотом гидрида лютеция, сохранивший свою форму и цвет после ослабления давления. Последующее повышение давления на 0,3 гигапаскаля привело к тому, что синий кристалл превратился в розовый, а его электрическое сопротивление упало до нуля, пишет Science.org. По поводу причин такого изменения физических свойств соединения среди экспертов возникли споры, связанные с закономерностями поведения кристаллической решетки, содержащей гидриды. Для прояснения вопроса Диас с коллегами должны «сделать все возможное, чтобы их результаты могли быть воспроизведены в других лабораториях», считает Михаил Еремец из Института химии Макса Планка, работающий над созданием гидридных сверхпроводников много лет.

Марина АСТВАЦАТУРЯН

Нет комментариев