Яд морского хищника поможет в борьбе с диабетом

17.04.20

Кроме коронавируса в мире есть и другие заболевания. Например, сахарный диабет второго типа.
Возможно, его будут лечить с помощью нового вещества, созданного молодыми учеными ДВФУ и ТИБОХ. Они изучили природный токсин магнификамид, выделенный из яда морской анемоны Heteractis magnifica, и синтезировали его аналог, который может стать действующим компонентом лекарств от заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ, в том числе диабета второго типа. Новое биологически активное вещество в 1000 раз эффективнее соединения акарбозы, на основе которого производят современные гипогликемические препараты, снижающие «сахар» в крови. Статья об этом опубликована в журнале «Доклады Академии наук. Биохимия и биофизика».

Работы по искусственному синтезу соединения-аналога магнификамида из яда морской анемоны были проведены на базе Тихоокеанского института биоорганической химии им. Г.Б. Елякова (ДВО РАН) при участии молодых ученых Дальневосточного федерального университета (ДВФУ, Владивосток).

«Морские анемоны — это древние морские хищники, ведущие прикрепленный образ жизни и накопившие в ходе эволюции богатый арсенал пептидных токсинов, входящие в состав ядов. В ядовитом секрете морской анемоны Heteractis magnifica мы обнаружили мощный пептид, подавляющий активность альфа-амилаз, важных ферментов, участвующих в процессе пищеварения у людей и расщепляющих крахмал на более мелкие составляющие, в том числе глюкозу, которая затем поступает в кровь. С помощью методов биотехнологии и генной инженерии мы синтезировали аналог природного токсина, магнификамида. Во время лабораторных исследований, рекомбинантный пептид показал высокий потенциал, даже в крайне малых дозах эффективно подавляя активность альфа-амилаз. Мы рассчитываем, что препарат станет кандидатом на роль действующего вещества новых лекарств для терапии диабета»,

— рассказал Александр Калиновский, магистрант ДВФУ по направлению «Химия», младший научный сотрудник лаборатории молекулярной фармакологии и биомедицины ТИБОХ.

По словам молодого ученого, о создании полноценного лекарственного препарата, который можно купить в аптеке, говорить пока не приходится. Сначала необходимо убедиться в эффективности и безопасности рекомбинантного магнификамида для человеческого организма in vivo (на живых организмах, мышах). Возможно, в ходе испытаний на его основе придется разработать более эффективные соединения. Только после этого ученые смогут перейти к этапу клинических исследований.

Диабет второго типа — заболевание, связанное с нарушением обмена веществ: в результате нарушения взаимодействия инсулина с клетками ткани, в сыворотке крови увеличивается количество глюкозы. Причиной может стать малоподвижный образ жизни, переедание и несбалансированная диета. Диабетом второго типа болеет около 8 процентов взрослого населения Земли. Кроме того, болезнь все чаще диагностируют у детей и подростков.

Механизм блокировки альфа-амилаз лежит в основе некоторых препаратов против сахарного диабета 2 типа. Они замедляют расщепление крахмала во время пищеварения и мешают входящей в его состав глюкозе поступать в кровь пациентов-диабетиков.

Современные препараты на основе акарбозы, применяемые в медицинской практике для подавления альфа-амилаз, имеют ограниченную эффективность и ряд побочных эффектов. Ученые всего мира продолжают искать новые соединения, которые могут стать действующим веществом препаратов для терапии сахарного диабета 2 типа.

Молодые исследователи: студенты, магистранты и аспиранты ДВФУ, совместно с лабораторией молекулярной фармакологии и биомедицины и лабораторией химии пептидов ТИБОХ (ДВО РАН) занимаются изучением токсинов из ядов морских анемон. Многие подобные соединения обладают широким спектром биологической активности и потенциально могут стать основой лекарств нового поколения, в том числе против опухолевых заболеваний и сахарного диабета второго типа.

Пресс-служба ДВФУ