Найден способ подавлять механизм «бессмертия» раковых клеток

05.03.20

Несколько десятилетий ученые пытались понять, как воздействовать на фермент теломеразы, который позволяет раковым клеткам жить вечно. Он обнаружен в более чем 90% раковых клеток человека и остается одним из главных объектов в исследовании природы рака. Ученые из Северо-Западного университета наконец-то смогли решить эту задачу. Они разработали первую молекулу, которая способна подавить активность фермента.

Соединение NU-1 представляет собой небольшую молекулу, которая связывается с теломеразой и отключает ее активность. Без лечения при развитии опухоли теломераза копируют теломеры — «наконечники» ДНК — множество раз, удлиняя их. Таким образом клетки становятся бессмертными, поскольку нарушается естественный процесс укорочения теломер, который постепенно должен приводить к гибели клеток.

Из более чем 200 соединений NU-1 оказалось наиболее эффективным. Его синтез в лаборатории занимает менее пяти шагов, уточнили авторы. Другим преимуществом NU-1 является молекулярная структура вещества, которая позволяет ученым добавлять в него дополнительные терапевтические молекулы.

«Наш механизм предлагает новый путь в лечении рака, а также открывает новое понимание клеточного старения»,

— говорит автор исследования ученый Карл Шейдт.

Текущие результаты получены в рамках экспериментов на культурах клеток человека. Теперь ученые намерены усилить действие NU-1 и протестировать лечение на животных.