Российские ученые воссоздали натуральную кость

12.11.19

Российские ученые нашли способ создавать имплантаты, которые по структуре и свойствам подобны натуральной кости и могут стимулировать ее рост в организме человека. Для этого они использовали биоматериал из синтетических порошков и керамики на основе силиката кальция и его биологически активных композитов.
Результаты исследования опубликованы в журнале Progress in Natural Science: Materials International. Исследования поддержаны грантом Президентской программы исследовательских проектов Российского научного фонда.
«Обычный протез из силиката кальция, который будет инертен в организме, получить довольно просто. А для того чтобы сделать его биологически активным, надо применять специальные технологии, включая новые и мало изученные»,
– говорит руководитель проекта Евгений Папынов, кандидат химических наук, заведующий лабораторией композиционных и керамических функциональных материалов Института химии Дальневосточного отделения РАН (Владивосток).
Преимущество созданных синтетических материалов в том, что при производстве им можно задавать нужные характеристики и свойства. То есть, ученые нашли способ, который делает керамику и порошок силиката кальция активными при введении их в организм, но при этом сохранится необходимая для имплантатов структура и прочность.
При работе с керамикой исследователи применяли оригинальную технологию искрового плазменного спекания – синтеза керамики из полученных ранее порошков силиката кальция с разными биологически активными добавками. Она еще мало изучена в мире.
«Из одного сырья мы получаем биологически активный наноструктурированный порошок с заданным составом. И при необходимости превращаем его в плотную керамику нужного размера и профиля»,
– поясняет Евгений Папынов.
Для придания имплантатам антибактериальных и противовоспалительных свойств в них добавляют наночастицы благородных металлов – золота и серебра.
Как заявляют создатели, созданные из этих материалов имплантаты позволяют протезировать пациентов любого возраста. Также для костной хирургии это относительно дешевые и доступные биоматериалы из отечественного сырья. В будущем имплантаты могут поступить в промышленное производство, и наоборот, будут востребованы в области персонализированной медицины.