Фиолетовая пшеница против болезней Альцгеймера и Паркинсона

27.01.21

Рост продолжительности жизни людей, к сожалению, имеет не только положительные последствия, этот же процесс стал причиной распространения т.н. заболеваний пожилого возраста. Яркий пример – деменция (слабоумие), вызванная нейродегенеративными  расстройствами: по оценкам ВОЗ, в настоящее время в мире насчитывается 35,6 миллиона человек, страдающих от этого недуга.

Наиболее частой причиной деменции в пожилом возрасте являются болезнь Альцгеймера (60–70% всех случаев) и болезнь Паркинсона. Оба заболевания в настоящее время остаются неизлечимыми, хотя ученые во всем мире работают над поиском новой, эффективной терапии, способной остановить развитие болезни и даже обернуть его вспять.

Поскольку нейродегенеративные заболевания запускают одновременно различные патологические процессы, одним из перспективных подходов считается многоцелевая стратегия лечения, которая начинается на бессимптомных доклинических и ранних стадиях болезни. В качестве одной из составляющих такой стратегии ученые рассматривают функциональное питание (или диетическая терапия), которое способствует предупреждению и снижению риска развития хронических заболеваний человека.

Это направление медицины в последние годы быстро развивается и перечень продуктов, которые можно использовать в его рамках постоянно растет. Но это не хаотичный процесс, статус «функционального» за конкретным продуктом закрепляется лишь по итогам полноценного научного исследования, подтверждающего его положительный эффект на здоровье. В этот раз объектом изучения ученых стала пшеница. Ученые ФИЦ «Институт цитологии и генетики СО РАН» (ФИЦ ИЦиГ СО РАН) совместно с коллегами из Всероссийского института растениеводства им. Вавилова (ВИР) не первый год работают над созданием сортов зерновых культур с повышенным содержанием антоцианов.

«Ранее исследования уже показали, что антоцианы обладают широкой биологической активностью, полезной для здоровья человека, но обычно речь идет о различных фруктах и ягодах, мы же оценивали воздействие на организм богатой антоцианами зерновой диеты. Зерно с антоцианами сегодня является очень привлекательным сырьем для создания функциональных продуктов питания, поскольку оно входит в ежедневный рацион большинства людей, лучше хранится и доступно в течении всего года, в отличие от сезонных ягод и фруктов»,

— рассказала старший научный сотрудник ФИЦ ИЦиГ СО РАН Олеся Шоева.

Для проведения исследования были взяты мыши, страдающие болезнью Альцгеймера, вызванной введением бета-амилоида (Аβ), и болезнью Паркинсона. В последнем случае речь идет о трансгенных животных, которые ранее были созданы специально для изучения этого заболевания. Животных поделили на две группы – одних кормили зерном обычной пшеницы, других – с повышенным содержанием антоциана. Была еще третья группа – контрольная, состоящая из обычных мышей, получавших стандартный комбикорм.

После нескольких месяцев наблюдений ученые проанализировали результаты зерновой диеты.

«Зерновая диета в обеих группах привела к некоторому снижению веса, не выходя за пределы нормы, и положительному влиянию на баланс холестерина в организме, но нас больше интересовало влияние на когнитивные способности, и вот тут преимущества  антоциановой  пшеницы оказались очевидны»,

— подчеркнула Олеся Шоева.

Это удалось выяснить благодаря ряду поведенческих экспериментов, которые проводили с подопытными животными ученые НИИ физиологии и фундаментальной медицины (НИИФФМ), также участвовавшие в этом проекте. В частности, у животных на антоциановой диете было показано улучшение т.н. рабочей пространственной памяти (которая одной из первых страдает в ходе развития болезни), тормозилось снижение способности к обучению, улучшались некоторые биохимические процессы в мозге (активировались процессы восстановления нейронов)

Все это позволяет ученым утверждать, что богатая антоцианами пшеница является многообещающим источником функционального питания из-за ее положительного влияния на когнитивные функции и важные патогенетические процессы нейродегенеративных расстройств, таких как накопление патологических агрегатов белка и нейровоспаление.

Пресс-служба ИЦиГ СО РАН