Чуть помедленнее… Старение мозга удастся затормозить - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Чуть помедленнее… Старение мозга удастся затормозить

Старение можно замедлить, утверждает член-корреспондент РАН Алексей СЕМЬЯНОВ, заместитель директора Института биоорганической химии им. академиков М.М.Шемякина и Ю.А.Овчинникова РАН. Но делать это мы научимся не завтра. Пройдет немало лет, прежде чем глубокое фундаментальное исследование и его практическое продолжение «дадут плоды» – препараты, замедляющие увядание мозга, а значит, откладывающие развитие таких тяжелых заболеваний, как болезни Альц­геймера и Паркинсона.

По просьбе «Поиска» Алексей Васильевич объяснил суть своего открытия:

– Рано или поздно мы приходим к мысли, что жизнь, увы, не бесконечна, и нередко задаемся вопросом, как наука объясняет, почему это происходит. Меня ответ интересует с точки зрения современной биологии. Картина вырисовывается такая. Сегодня, как правило, люди умирают от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний. Но благодаря появлению новых обнадеживающих средств лечения все чаще живут далеко за 80-90, однако сталкиваются с проблемой старения мозга и нейродегенерации. Что при этом происходит с мозгом и можно ли бороться с печальными последствиями перемен? Ответ ученые всего мира ищут многие годы. Некоторые процессы удалось точно описать: гибель нейронов, потеря ими пластичности и как итог ухудшение когнитивных способностей, в частности, возможностей обучения и работы памяти.

Однако объяснение старения головного мозга только изменениями в нейронах далеко не полное. Нейроны – лишь часть сложной системы мозга. В последние годы исследователи стали активно изучать другие клеточные и неклеточные элементы: глиальные клетки, кровеносную и глимфатическую системы, межклеточное пространство. А оно, между прочим, занимает около 20% мозга и динамично меняется. Все эти элементы, сложным образом взаимодействуя между собой и с нейронами, закладывают основу для формирования когнитивных функций. Систему взаимодействующих между собой клеточных и неклеточных компонентов головного мозга мы предложили назвать «активной средой» головного мозга. Исследовали изменения при старении в «активной среде» экспериментальных животных и сделали первый шаг в попытке понять происходящее в этой малоизученной системе: рассмотрели один из ключевых ее элементов – астроциты, отвечающие за целый ряд метаболических процессов в мозге. Оказалось, что дистрофия этих клеток происходит как в процессе старения мозга, так и в ряде патологий: эпилепсии, болезни Альцгеймера. Результаты навели на мысль, что астроциты можно использовать в качестве терапевтических мишеней. И если восстановить их функции, воздействуя специальными препаратами, то замедлятся процесс старения мозга и течение неврологических заболеваний.

– Почему никто раньше не обратил внимания на астроциты?
– Это связано с развитием экспериментальных методов. Нейроны способны к электрогенезу, то есть их активность можно зарегистрировать с помощью электродов, помещенных в мозг или даже на поверхность головы. На этом принципе основан метод электроэнцефалографии. А астроциты не обладают электрогенезом и с точки зрения электродных методов выглядят как «молчащие» клетки, которые не вовлекаются в процессы обработки и хранения информации. Долгое время так и считалось: астроциты играют в мозге лишь вспомогательную роль. Но несколько десятилетий назад в биологию пришли оптические методы и показали: эти клетки обладают отличными от нейронов формами активности, связанными с поведением животных. От состояния астроцитов, их взаимодействия с нейронами и другими клетками зависит пластичность головного мозга, а стало быть, обучение и память.

– Что будут собой представлять специальные препараты и как станут действовать?
– Для ответа на этот вопрос отвлечемся ненадолго от мозга и астроцитов. Когда человечество столкнулось с таким грозным вызовом, как нынешняя пандемия, то произошел некий… технологический рывок. Случилась всеобщая научная мобилизация, в результате которой были разработаны вакцины, использующие вирусные векторы. Они приводят к тому, что при вакцинации собственные клетки организма начинают вырабатывать чуждый им S-белок коронавируса. Он вызывает иммунный ответ, который и защищает от болезни. По сути, это алгоритм генной терапии – медицинской технологии будущего. Как любая новая технология, генная терапия с большим трудом пробивала себе дорогу. Долго шли дискуссии о ее безопасности. Но появились вакцины – и безопасность метода теперь не вызывает сомнений. Метод может быть применен для восстановления функции астроцитов в стареющем мозге или на начальной стадии нейродегенеративных заболеваний. Для этого нужно создать такой вирусный вектор, который бы доставил в астроциты необходимый генетический материал. Это ДНК или РНК. Их попадание в клетки приводит к синтезу белков, способных помочь восстановить утраченные функции. В настоящее время у нас есть на примете несколько кандидатов на роль таких белков, и мы испытываем их на мышах. Как только убедимся, что восстановление функций астроцитов с помощью генной терапии ведет к замедлению процессов старения мозга и развития нейродегенерации, то предложим «вакцину от старения».

Рассчитываю, что столь перспективный терапевтический метод будет стремительно развиваться, поскольку теоретические наработки уже есть, лабораторные исследования их подтверждают. Надеюсь, в ближайшие два-три года нам удастся завершить лабораторные исследования, которые позволят замедлить старение мозга и распространение нейродегенеративных заболеваний на экспериментальных животных. На основе этих исследований будет разработан целый ряд совершенно новых препаратов генной терапии, эффективность и безопасность которых должны подтвердить клинические испытания. И через пять-семь лет появятся действенные лекарства.

На иллюстрации – трехмерная реконструкция астроцита.

2 комментария

• К сожалению современные ученые зациклились на представлениях, которые далеки от реальности. В первую очередь это обусловлено влиянием знаменитых ученых толкнувших всех на ошибочные представления о нашей жизни. Если сидеть на стуле и смотреть в потолок, то ничего не увидишь дельного, будут одни выдумки.
    Человека создал Создатель из полей информационного, магнитного, электрического и биологического строения. Вся информация у человека сосредоточена в Душе, которая является структурой информационного поля. В Душе управляющие программы определяют путь жизни человека – его развитие и старение. Старение можно приостановить и даже в некоторых моментах возвратить тело в молодость. Такие эксперименты продолжаются и полезны тем, что можно жить физически и умственно на том же уровне как и в 20 лет.