В зеркале Сети. Интернет-коммуникации отражают настроения общества

Досуг, общение, поиск новостей стали для нас будничным делом в цифровой реальности. Нашу повседневность насыщают информацией социальные сети, мессенджеры. Мы покупаем, выбираем, голосуем, читаем книги и смотрим фильмы в зависимости от того, что нам советуют блогеры, политики, звезды шоу-бизнеса и гражданские активисты. Интеллектуальные и социальные поля нашего «я» пересекаются, превращаясь в дискурсивные, а мышление становится поликанальным, мультимодальным и клиповым из-за того, что взаимодействие пользователей в Интернете фрагментарно.

Дорогой читатель, вы еще не потеряли связь с реальностью? Слова знакомые, а вот о смысле надо задумываться. Вот и общество задалось вопросом: как выявлять, исследовать современные модели социально-политической коммуникации в Интернете?
Ответ взялись искать сотрудники Кубанского государственного университета, предложив проект «Лингвистические модели социально-политической коммуникации в online-пространстве: дискурсивные поля, паттерны и гибридная методология анализа сетевых данных» на конкурс РФФИ (ныне — РЦНИ). Поддержка Фонда была получена и позволила междисциплинарной научно-исследовательской лаборатории прикладной лингвистики и сетевых исследований публичной политики три года заниматься этой темой. По просьбе «Поиска» о результатах исследования рассказывает руководитель проекта, доктор филологических наук, профессор КубГУ Вероника КАТЕРМИНА.

— Вероника Викторовна, чем вы три года были увлечены?
— Мы выявляли в Интернете дискурсивные поля и анализировали в них лингвопрагматические тематики (от греч. pragma — «дело», «действие»). Лингвопрагматика — область языкознания, изучающая функционирование языковых знаков по отношению к говорящему. Это когда речевые знаки приводят к формированию определенных паттернов поведения в офлайн-пространстве. Например, мы анализировали сетевой фанатский дискурс в Интернете на примере трех крупнейших футбольных сообществ в социальной сети «ВКонтакте». Обработав более полумиллиона постов, мы выявили, что наиболее подвержено политической мобилизации из онлайн- в офлайн-среду в зависимости от накопленного политического потенциала и при наличии внешних триггеров ВК-сообщество «Российский футбол». Идентичность его участников очень пластична и особенно резонирует с современными внешнеполитическими событиями. Фанатский дискурс же двух других сетевых сообществ (ВК-сообщества «Футбол» и «Одержимые футболом») в большей степени сосредоточен вокруг производства и потребления футбольных тем и мало касается политической конфликтной проблематики.

— А как можно распорядиться этим результатом на благо россиян?


— Объясню на примере исследования сообщества «Типичный Краснодар» («ВКонтакте», 2022). На основе публикаций, хештегов и комментариев мы выделили семантические ядра дискурсивных полей. Проанализировав их содержание, обнаружили, что точками пересечения в постах (официальный дискурс) и комментариях (гражданский дискурс — ответы и репосты обычных пользователей) для Краснодара явились темы «Краснодар» и «КТТУ», а отправным пунктом в намечающейся линии разлома между сообществом (представляющим органы местного самоуправления) и пользователями в комментариях оказалась тема бродячих собак (узлы «собаки», «собака»), вовсе не представленная в официальной повестке сообщества «Типичный Краснодар». Поясню: в Краснодаре власти активно сообщают гражданам, как меняется троллейбусно-транспортная инфраструктура, считая, что тем самым решают основную (по их мнению) городскую проблему. Жители же видят ее в огромном количестве бродячих собак. А проблемой транспорта считают не отсутствие общественных автобусов, троллейбусов, а работу кондукторов («перегибают палку»). В результате публикации, повествующие о положительных изменениях в городе, инициировали социальное действие противоположного толка — пользователи начали активно делиться недовольством и опасениями по поводу состояния города из-за бродячих собак и миграционной политики региона.

Рекомендованной стратегией для нивелирования напряженности, возникшей в результате дискурсивного разлома между властями и гражданами, стало предложение решить и проблему обслуживания в общественном транспорте в Краснодаре, и проблему бродячих собак. Информационным подкреплением офлайн-стратегии может быть публикация сообщений о предпринимаемых краснодарским руководством управленческих решениях и гражданских инициативах. Без проведения таких исследований обнаружить подобные разломы в официальном и гражданском онлайн-дискурсе невозможно. А если их не выявлять и не решать, граждане и власть будут априори находиться в конфронтационной позиции. Подобное исследование и кросс-региональное сравнение с краснодарским кейсом мы сделали и для Кемерово (см. рисунок).

— Почему социальные сети все больше монополизируют время человека и становятся для граждан основным каналом новостей вместо традиционных СМИ?
— Во-первых, цифровизация и популяризация цифровых технологий изменили способ создания и потребления новостей. Они придали им динамичность. Во-вторых, именно социальные сети стали пространством распространения массовых кампаний микротаргетинга: с 2010-х годов как бизнес-стратегий, а 2016 года и как политических стратегий распространения популизма и основного способа работы с электоратом. В-третьих, начиная с «арабской весны» в 2011 году, социальные сети стали играть фундаментальную роль в мобилизации населения на конструктивные и деструктивные социально-политические действия. В-четвертых, спонтанность и массовость коммуникации граждан в социальных сетях сменились сложностью, системностью и целенаправленной работой «эхо-камер» и «пузыря фильтров», то есть способами и инструментами, формирующими как определенное (прогнозируемое и заданное) восприятие пользователями новостей и событий, так и нужное (конструктивное и/или деструктивное) поведение пользователя в онлайн- и офлайн-пространстве. И, наконец, в 2020 году роль и значение онлайн-пространства из-за всемирного локдауна по причине пандемии COVID-19 увеличились в разы.

— Вы исследовали только русскоязычные сетевые сообщества?
— Нет, конечно. Мы разработали и апробировали методику исследования масштаба big data как на русском, так и на иностранных языках. Например, то, что Дональд Трамп проиграет выборы на пост президента в ноябре 2020 года, мы прогнозировали еще летом. В 2021 году наши исследования были посвящены анализу конфликтогенного англоязычного дискурсивного поля, которое просто лихорадило из-за «политики нивелирования» прав женщин в Афганистане, развертывания тыграйского конфликта в Эфиопии, деятельности и результатов социально-политических движений в поддержку женщин в зарубежных странах (Women’s Mаrch и #MeToo). Мы прогнозируем, что мозаичность дискурса «женских прав» будет основной причиной нерешения данных вопросов как на глобальном, так и на локальном уровнях. Также мы можем анализировать деструктивный контент, созданный или продвигаемый в Интернете методами «политики собачьего свистка».

— Что это такое?
— Заинтригую. Ответы на свой вопрос можете найти в наших статьях. На протяжении 2020-2022 годов мы выявили актуальные социальные проблемы в 18 регионах РФ и указали властям на точки пересечений и разломы официального (власть) и гражданского (население) дискурсов в Интернете. Еще одно наше исследование было посвящено анализу лингвистических моделей социально-политической коммуникации в Интернете на уровне муниципалитетов современной России. Мы выявили поле и маркеры цифровой социально-политической повестки, формируемой российскими мэрами, и оценили реакции граждан как ответ на данную повестку на городском уровне. В результате были сформулированы рекомендации российским мэрам по ведению официальных пабликов и аккаунтов в социальных сетях.

— А как вы проводите такие исследования? У вас есть специальные методы или инструментарий? Авторская или заимствованная методика?
— Безусловно, это авторская методика научного коллектива в составе руководителя лаборатории, кандидата политических наук доцента Н.А.Рябченко, кандидата филологических наук, доцента О.П.Малышевой, кандидата политических наук, доцента А.А.Гнедаш и меня — профессора В.В.Катерминой. На первом этапе определяем точку входа, сплошняком выгружая релевантный блок данных (это могут быть миллионы постов, комментариев, хештегов, репостов, фотографий и т. д. на нескольких языках), из которых формируем веб-корпус сетевых лингвистических данных. На втором этапе с помощью авторского программного комплекса «Мониторинг и анализ социальных сетей, сообществ и пользователей в интернет-пространстве» (свидетельства о государственной регистрации программы для ЭВМ №2018665564; №2020610498; №2021610435; №2021610436) проводим работу с веб-корпусом сетевых лингвистических данных, формируем и обрабатываем полученные датасеты (это все выгруженные массивы данных, структурированные по заданным параметрам в виде таблиц — Прим. ред.).

— Программный комплекс, интегрирующий аналитический инструментарий Data Science, Gephi, лексикон VADER и API Twitter, был разработан нашей исследовательской группой для анализа сетевых данных социальных сетей на основе построения аналитических моделей дискурсивных полей. Он позволяет конструировать и представлять визуализации социальных графов (частотных слов и сочетаний, пользователей, сообщений, хештегов, эмодзи), проводить кластерный и реляционный анализы графов, определять степень влияния отдельных пользователей на дискурсивное поле в целом. Комплекс также дает возможность определять тональность сообщений и проводить тематическое моделирование дискурсов, выявлять области аномальной активности для проведения детального анализа на тр етьем этапе исследования. На этом этапе мы описываем и интерпретируем построенные модели (социальных графов), проводим лингводискурсивный анализ выявленных во время второго этапа областей аномальной активности, определяем потенциал (конструктивный или деструктивный) дискурсивного поля и варианты его реализации. Наконец, делаем вывод о развитии конфликтного потенциала в социальной сети в рамках данного дискурсивного поля; проводим предикативную аналитику вектора трансформации дискурсивного поля (усиление потенциала, размытие, разрыв, поглощение, исчезновение/ослабление потенциала) и возможности инициации социального действия в офлайн.

— Сегодня много говорят о важности междисциплинарности в науке. Ваш исследовательский коллектив — основная часть междисциплинарной лаборатории?
— Одна из главных ценностей Российского фонда фундаментальных исследований для научного сообщества — поддержка междисциплинарных проектов и коллективов. Ведь что такое междисциплинарность: объект исследования — один, а исследовательская оптика (теория, методология, методика и инструментарий) формируется на стыке наук. В случае нашего коллектива это политология, корпусная и когнитивная лингвистика, реляционная социология, компьютерная лингвистика, политический анализ, методология больших данных, сетевая методология, лингводискурсивный анализ, методы Data Science, визуализация данных с помощью специального программного обеспечения. В итоге мы получаем научно-исследовательские результаты мирового уровня.

— Грант завершен. Что дальше?
— Информационные войны, распространение фейкового контента и работа ботов порождают в Интернете формирование политического контента, потребление и воспроизводство которого приводит к деструктивным действиям как в онлайн-, так и в офлайн-пространстве. Нужно уметь прогнозировать, управлять и предотвращать развитие этих процессов. Так что работы у нас, цитируя В.Маяковского, «край непочатый».

Беседу вел Андрей Субботин

Нет комментариев