Массивная ледяная стена высотой до 300 этажей заблокировала вход древних людей в Америку

22.03.2022

Новое исследование показало, что ледяной барьер высотой до 300 этажей — выше любого здания на Земле — мог помешать первым людям войти в Новый Свет по сухопутному мосту, который когда-то соединял Азию с Америкой.

Эти данные свидетельствуют о том, что первые люди в Америке вместо этого прибыли на лодках вдоль побережья Тихого океана, говорят исследователи.

Есть две основные гипотезы относительно того, как люди впервые мигрировали в Северную Америку. Более старая идея предполагала, что люди совершили это путешествие, когда Берингия — массив суши, который когда-то соединял Азию с Северной Америкой, а теперь разделен Беринговым проливом, — был относительно свободен ото льда.

Согласно более позднему представлению, путешественники пробирались на плавсредствах вдоль тихоокеанского побережья Азии, Берингии и Северной Америки.

Основным фактором, повлиявшим на то, как прибыли первые американцы, были гигантские ледяные щиты, которые когда-то покрывали Северную Америку. Предыдущие исследования показали, что свободный ото льда коридор между краями этих ледяных щитов мог позволить путешествовать из Берингии вниз к Великим равнинам.

Основываясь на каменных орудиях, возраст которых составляет 13,4 тыс. лет, археологи давно предположили, что люди из доисторической культуры, известной как Хлодвиг, были первыми, кто мигрировал из Азии в Америку. Предыдущие исследования относительно возраста коридора, свободного ото льда, предполагали, что он мог служить маршрутом миграции людей Хлодвига.

Однако недавно ученые обнаружили множество свидетельств присутствия дохлодвига в Северной Америке. Например, в 2021 году 60 древних следов в Нью-Мексико свидетельствовали о том, что люди были там около 23 тыс. лет назад, а в 2020 году археологи обнаружили в центральной Мексике каменные артефакты, которым не менее 26,5 тыс. лет.

Недавние оценки показали, что коридор, свободный ото льда, открылся примерно 14–15 тыс. лет назад, а это означает, что первые американцы, возможно, полагались на прибрежный маршрут, а не на наземный. Тем не менее, оставалось много неопределенности, когда речь шла о возрасте коридора, свободного ото льда.

Чтобы помочь решить эту загадку, исследователи стремились точно определить, когда открылся свободный ото льда коридор. Они исследовали 64 геологических образца, взятых из шести мест на расстоянии 1200 км вдоль зоны, где, как предполагалось, существовал свободный ото льда коридор.

Ученые исследовали валуны, которые когда-то ледники уносили далеко от их первоначальных мест обитания, подобно тому, как реки со временем смывают гальку по руслам рек.

Они проанализировали, как долго эти породы находились на поверхности Земли — и, следовательно, как долго они оставались на свободной ото льда земле — путем изучения уровней радиоактивных элементов, которые образовались, когда камни были бомбардированы высокоэнергетическими лучами из космоса.

Новые результаты показывают, что коридор, свободный ото льда, открылся только примерно 13,8 тыс. лет назад, а ледяные щиты «могли быть высотой от 455 до 910 метров) в районе, где они покрывали коридор, свободный ото льда , — рассказала  ведущий автор исследования Джори Кларк, геолог и археолог из Орегонского государственного университета.

Для сравнения: самое высокое здание в мире, Бурдж-Халифа в Дубае, имеет высоту около 829,8 метров.

«Это очень хорошо выполненное исследование, которое решает давний вопрос, — отметил Мэтью Беннетт, исследователь, изучающий следы окаменелостей в Борнмутском университете в Англии и не принимавший участия в этой работе. — Результаты интересны и помогают нам лучше понять этот потенциальный маршрут миграции. Авторы заслуживают похвалы за большую часть науки».

В целом, «теперь у нас есть веские доказательства того, что свободный ото льда коридор не был открыт и доступен для первого заселения Америки», — объяснил Кларк. Тем не менее, «еще многое предстоит узнать о том, действительно ли они шли по прибрежному маршруту, и если да, то как они путешествовали. Нам нужно найти археологические памятники в этом районе». Кларк отметил, что после первой волны миграции и открытия коридора, свободного ото льда, другие волны миграции могли пойти по этому более прямому маршруту:

«Но опять же, нам нужно найти археологические памятники в свободном ото льда коридоре, чтобы оценить, когда они рухнули».

Джон Хоффекер, палеоантрополог из Университета Колорадо в Боулдере, который не участвовал в этом исследовании, указал, что самые ранние признаки людей в Америке могут свидетельствовать о том, что люди присутствовали там, когда как прибрежные, так и внутренние пути в Северную Америку были заблокированы лед.

Если это правда, «самое простое объяснение состоит в том, что они следовали внутренним маршрутом через широкий коридор, свободный ото льда, который существовал до 30 000 лет назад», — сказал он Live Science.

Результаты исследования опубликованы   в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS)