Учёные объяснили происхождение Большого Барьерного рифа — новое исследование

15.11.2022

Австралийский Большой Барьерный риф, возможно, никогда бы не появился, если бы не формирование огромного острова, состоящего в основном из песка.

К’гари, также известный как остров Фрейзер, — крупнейший в мире песчаный остров площадью около  1700 квадратных километров. Он расположен недалеко от юго-восточного побережья Квинсленда.

Наряду с близлежащим песчаным массивом Кулула масса покрытых лесом дюн и пляжей образуют «базу» для обширного рифа, расположенного к северу от него.

Исследователи считают, что если бы это образование не сформировалось, массы песка, переносимые на север вдоль побережья океанскими течениями, приземлились бы именно там, где сейчас находится риф.

Богатые кварцем пески способны подавлять богатые карбонатом отложения, необходимые для развития кораллов. Эксперты утверждают, что без К’гари, способного направлять отложения с континентального шельфа вглубь, условия не подходили бы для формирования крупнейшего в мире кораллового рифа.

Большой Барьерный риф имеет запутанную историю происхождения. Он образовался всего полмиллиона лет назад — спустя много лет после того, как появились подходящие условия для роста кораллов.

К’гари может быть потерянным кусочком головоломки, который долго искали исследователи. Анализ и датировка песка из множества дюн на острове длиной 123 км позволяют предположить, что массив суши сформировался между 1,2 и 0,7 миллиона лет назад, всего за несколько сотен тысяч лет до того, как появился Большой Барьерный риф.

Исследователи объясняют, что присутствие острова, вероятно, отклонило течения на север, предоставив южным и центральным частям большого барьерного рифа передышку, в которой они нуждались, чтобы начать выращивать тысячи километров кораллов.
Отклонение отложений побережья К'гари
Побережье Квинсленда, Австралия, демонстрирующее рассеивание наносов до образования К’гари и Кулула (слева) и после (справа). (Эллертон и др., Nature Geoscience, 2022 г.)

Сами К’гари и Кулула возникли из-за скопления песка и отложений с юга.

Исследователи предполагают, что в периоды образования льда и колебаний уровня моря отложения по всему миру «внезапно» обнажились. В последовательные периоды таяния льда и подъема уровня океана этот осадок подхватывался течениями.

Вдоль восточного побережья Австралии это, вероятно, означало длинную беговую дорожку почвы и песка на север, прослеживающую континентальный шельф.

Однако склон у южного побережья Квинсленда является идеальным местом для накопления отложений. К югу от песчаных масс явно отсутствуют коралловые рифы.

Исследователи считают, что это, вероятно, потому, что северные течения здесь слишком сильны. К’гари и Кулула препятствуют расселению на большие расстояния, не давая богатым кварцем пескам задушить развивающиеся рифы.

«До появления острова Фрейзер прибрежные течения к северу мешали развитию коралловых рифов на юге и в центре [Большого Барьерного рифа]», — пишут исследователи.

Записи осадочных пород южной части Большого Барьерного рифа подтверждают эту идею. Около 700 000 лет назад в этом регионе, по-видимому, произошло резкое увеличение содержания карбонатов в отложениях.

Сейчас также необходимы исследования рифов дальше на север, но по крайней мере две трети Большого Барьерного рифа, похоже, обязаны своим существованием песчаной косе на юге.

«Развитие острова Фрейзер резко сократило поступление наносов на континентальный шельф к северу от острова, — утверждают авторы. — Это способствовало широкому формированию коралловых рифов в южной и центральной частях Большого Барьерного рифа и было необходимой предпосылкой для его развития».

Исследование опубликовано в журнале Nature Geoscience .

 

 

Фото: tourpedia.ru

Источник

 

Нет комментариев