Опять вспять? Внутреннее ядро Земли вот-вот сменит направление вращения

Ядро нашей планеты, находящееся на глубине тысяч километров от ее поверхности, было открыто в 1936 году датской исследовательницей Инге Леманн, которая изучала характер распространения сейсмических волн от землетрясений. Изменения в скорости этих волн позволили предположить, что в самом центре Земли находится твердый железно-никелевый шар диаметром 7000 км, который окружает оболочка из расплавленного железа с включениями других элементов.

Согласно общепринятым представлениям, внутреннее ядро вращается быстрее остальной планеты, но, как показывает новое исследование, опубликованное в Nature Geoscience, в последнее десятилетие скорость вращения существенно замедлилась.

«Мы очень удивились, обнаружив это», — цитирует авторов исследования И Яна и Сяодуна Суна, сейсмологов из Пекинского университета, Nature News.

Считается, что твердое ядро кристаллизовалось из расплавленного металлического «супа» в какой-то момент не слишком далекого прошлого Земли — после того, как ее глубины начали сильно остывать. Все сведения о внутреннем ядре получают, анализируя сейсмические волны от землетрясений, а также ядерных испытаний времен холодной войны, и при этом возникают вопросы. Если ядро неактивно, то продвижение волн, порождаемых почти одинаковыми землетрясениями и ядерными взрывами, должно быть всегда одинаковым, однако, судя по наблюдениям, в разное время оно разное.

Одно из объяснений заключается в том, что ядро вращается, и это вызывает отклонение волн. Доктор Сун был одним из первых, кто еще в середине 1990-х годов предположил, что внутреннее ядро нашей планеты вращается со скоростью, отличной от скорости вращения ее поверхности. Предполагаемое сейчас сейсмологами периодическое ускорение, а также замедление вращения внутреннего ядра могут происходить из-за противоборства двух мощных сил, способных повлиять на ядро. Магнитное поле Земли, производимое циркулирующими потоками железа в жидком внешнем ядре, действует на внутреннее ядро и вызывает его вращение. Этому импульсу противостоит мантия, вязкий слой над внешним ядром, но под земной корой, чье гравитационное поле замедляет вращение внутреннего ядра.

Изучая глубинные сейсмические волны, зарегистрированные с 1960-х годов по сей день, Сун и Ян пришли к выводу, что описанное «перетягивание каната» магнитным и гравитационным полем вызывает вращение внутреннего ядра то в одну, то в другую сторону — с продолжительностью каждого цикла около 70 лет. В настоящее время ядро замерло в преддверии смены цикла, считают авторы.