Американские ученые обнаружили внутри алмаза новый минерал

Добытчики, работавшие в 1980-х годах в Ботсване, на крупнейшем в мире алмазном руднике Орапа, нашли восьмигранный кристалл, который оказался для них разочарованием: внутри отливающего зеленым крупного алмаза было небольшое темное включение, которое существенно снижало ценность камня. Но спустя десятилетия для геологов это включение стало достоянием более редким, чем сам алмаз.

Применив рентгенолучевой анализ и масс-спектрометрию, ученые установили, что дефект драгоценного камня представляет собой частички минерала из нижнего слоя мантии Земли, субстанцию, которая никогда прежде в природных образцах не встречалась, сообщает Popular Science. Обнаруженный минерал существует только при чрезвычайно высоких давлениях и температурах, и именно этот его образец сформировался на глубине от 660 до 900 км под поверхностью Земли. Статья об открытии нового природного минерала опубликована в Science. Минерал, силикат кальция с кристаллической структурой перовскита, такой же, как ранее ученые синтезировали в лаборатории. Его создание требует давления почти в 200 000 раз больше атмосферного, и получаемые образцы разламывались, как только экспериментаторы убирали искусственно созданное высокое давление. Геохимики считали, что найти природный образец этого минерала невозможно.

«Мы никогда активно не искали его, поскольку полагали, что вероятность находки чрезвычайно низка»,

— цитирует ведущего автора исследования Оливера Чаунера из Университета Невады в Лас-Вегасе. В алмазе минерал запечатан внутри жесткой структуры, которая поддерживает давление, достаточное для его сохранения в природной форме.

«Но когда мы вскрыли алмаз, минерал пробыл в нативном состоянии около секунды, а затем мы увидели под микроскопом, как он начал расширяться, раздуваться и фактически превратился в стекло», — сказал Чаунер изданию New Scientist.

То есть печать вскрыли — и минерал утратил целостность. Чаунер как первооткрыватель этого природного минерала получил право дать ему название, и он назвал новый минерал дейвмаоит в честь геолога Хо-Кван «Дейва» Мао, который провел пионерские эксперименты, позволившие ученым генерировать давления в мантии на поверхности Земли. Дейвмаоит — один из трех основных минералов нижней мантии Земли, на его долю приходятся от 5 до 7% вещества этого слоя, пояснил Чаунер Nature. Нижняя мантия — важная часть в структуре Земли, там находятся такие элементы, как уран и торий, производящие тепло по мере своего радиоактивного распада.