Отечественной породы. Развитию животноводства и аквакультур помогут генетические технологии

В России сегодня активно развиваются современные генетические технологии, что позволяет повысить эффективность сельскохозяйственного производства, достичь основных параметров по самообеспечению, предусмотренных Доктриной продовольственной безопасности РФ (в частности, по мясу и мясопродуктам — 99,7%, по рыбе и рыбопродуктам — 153,7%, по молоку и молокопродуктам — 84,3%). Вместе с тем остаются и технологические риски, связанные с критической зависимостью отрасли от зарубежных поставок генетических материалов, племенной продукции, кормовых добавок и ветеринарных препаратов, а также от иностранных баз генетических и биологических данных, специализированного программного обеспечения и научных приборов. Так, уровень самообеспечения племенной продукцией (материалом) составляет: крупный рогатый скот (КРС) молочных пород — 65%, свиньи — 85%, козы — 40,6%, птица (мясные кроссы кур) — 3%, доля импорта оплодотворенной икры и молоди форели — более 90%, атлантического лосося — 100%.
Главным вопросом первого после летнего перерыва заседания Президиума Российской академии наук была роль генетических технологий в развитии животноводства и аквакультур. Доклад делала директор Федерального исследовательского центра животноводства — ВИЖ им. Л.К.Эрнста академик Наталия Зиновьева. Она отметила, что человек из мясомолочных продуктов получает 18% общего количества калорий и более 30% белка. Поэтому мероприятиями Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы реализуется комплекс мер, направленных на увеличение объема производства отечественного племенного материала. По словам Наталии Анатольевны, достичь этого можно только на основе использования геном-ориентированных технологий управления биоресурсами, что, в свою очередь, требует создания соответствующих надежных технологических цепочек.

Академик подробно остановилась на трех основных направлениях применения генетических ресурсов в животноводстве, нацеленных на достижение конкретных практико-ориентированных результатов. Первое направление включает в себя изучение структуры геномов животных. Второе предусматривает исследование генотипа во взаимосвязи с хозяйственно-полезными и экономически-значимыми признаками. Третье сфокусировано на ускоренном создании животных с заданными характеристиками за счет изменения их генома посредством редактирования.
Наталия Зиновьева отметила, что в России в реестре селекционных достижений зарегистрированы 252 породы скота и птицы, каждая из которых обладает уникальными биологическими и хозяйственно полезными качествами. В прошедшие десятилетия в мире, а также в России в частности, наблюдается ориентация на использование ограниченного числа высокопродуктивных трансграничных пород. Например, в РФ 80% молока производятся от импортной голштинской породы и ее помеси (разводят в 165 странах). Аналогичная ситуация наблюдается в свиноводстве и птицеводстве. Как результат — снижение численности российских генетических ресурсов. Так, поголовье молочных пород крупного рогатого скота за последние 30 лет сократилось в несколько десятков раз, а такой старейшей отечественной породы, как тагильская, ведущей свое происхождение еще со времен Петра I, — в тысячу. Из 16 имеющихся отечественных пород молочного скота 70% по численности находятся в зоне риска. Аналогичная ситуация наблюдается и в других отраслях животноводства.

Поэтому, подчеркнула ученая, сегодня встает задача разработки эффективных программ сохранения национальных генетических ресурсов. Решение ее требует создания генетических эталонов пород, например, с использованием ДНК, полученной из музейных образцов черепов начала ХХ века. Так, в Музее животноводства им. Е.Ф.Лискуна РГАУ-МСХА им. К.А.Тимирязева для этого есть около 500 черепов крупного рогатого скота конца XIX — начала ХХ веков. Их исследуют в лаборатории «древней» ДНК ФИЦ ВИЖ им. Л.К.Эрнста.

«Используя эти образцы, удалось создать генетические эталоны практически для всех отечественных пород крупного рогатого скота, — рассказала Наталия Зиновьева. — Стратегия сохранения генофонда отечественных пород животных на основе геномных и репродуктивных технологий уже разработана».

Начальник отдела молекулярной генетики Всероссийского научно-исследовательского института рыбного хозяйства и океанографии Николай Мюге продолжил тему, представив содоклад о генетических технологиях в развитии товарной аквакультуры. Он описал ситуацию, сложившуюся в рыболовстве.

Николай Мюге привел цифры: в 2021 году российские рыбаки выловили 5,05 миллиона тонн рыбы, что сопоставимо с результатами других направлений аграрного сектора (куры — около 5,07 миллиона тонн, свинина — 4,31 миллиона тонн, крупный рогатый скот — 1,67 миллиона тонн). Россияне при этом рыбы и рыбных продуктов в год потребляют порядка 20 килограмм на душу населения (в сравнении с 80 килограммами на душу населения суммарно мяса птицы, свинины и крупного рогатого скота). Это — диспропорция. Почему? Большая доля добычи экспортируется в Китай и другие густонаселенные страны Юго-Восточной Азии.

Также, отметил докладчик, в области российской аквакультуры есть селекционные достижения: зарегистрированы 13 новых пород карпов, форели, осетровых, толстолобиков, пеляди и тиляпии. С 2001 года создается коллекция образцов генетического материала рыб и беспозвоночных, сегодня в ней насчитывается более 140 тысяч единиц хранения, причем представлены как образцы из природных популяций, так и различных пород и линий из аквакультуры.

О создании отечественной системы селекции КРС и свиней на основе национальной базы генетической информации рассказал также кандидат биологических наук Максим Патрушев из комплекса НБИКС-природоподобных технологий НИЦ «Курчатовский институт». Выступили академик Ирина Донник, другие члены Президиума РАН, заместитель министра высшего образования и науки член-корреспондент РАН Дмитрий Пышный и заместитель министра сельского хозяйства Андрей Разин.

Фото Ольги Прудниковой