Чумной импорт. Истоки «черной смерти» отследили по древней ДНК

Геномное исследование, которое провела международная группа ученых, показало, что бактерия-возбудитель чумы, выделенная из древнего захоронения в Киргизии, — прямой предок той, что вызвала средневековую пандемию. Таким образом, эпицентром одной из самых катастрофических пандемий в истории человечества мог быть пункт следования вдоль Великого шелкового пути. Люди, умершие во время вспышки инфекции в XIV веке на территории современной Киргизии, были заражены тем же штаммом бактерии Yersinia pestis, от которой пошли патогены, вызвавшие несколько лет спустя знаменитую «черную смерть», средневековую европейскую чуму. В период между 1346 годом и 1353-м «черная смерть» опустошила западную Евразию, убив в некоторых местах до 60% населения. Исторические записи предполагают, что бубонная чума вышла с Востока: Кафа на Крымском полуострове — древний город в черте нынешней Феодосии — пережила одну из самых ранних зарегистрированных вспышек чумы во время осады армией Монгольской империи в 1346 году.

Несколько лет назад Филип Славин, экономист и историк окружающей среды из Университета Стирлинга в Великобритании, начал изучать документацию из двух кладбищ XIV века, расположенных в Киргизии. Эти кладбища, известные как Кара-Джигач и Бурана, отличались необычно большим количеством надгробий с датами смерти в 1338-м и 1339 годах, и 10 из них напрямую указывали на эпидемию чумы. Славин сообщил об этом Йоханнесу Краузе, известному палеогенетику из Института эволюционной антропологии Макса Планка в Лейпциге (Германия), и вместе они обратились к останкам из киргизских кладбищ, которые были откопаны в 1880-х и 1890-х годах и перевезены в Санкт-Петербург. Группа под руководством археогенетика Марии Спайроу из Университета Тюбингена в Германии, получив образцы этих останков, установила последовательность ДНК семи людей, и у троих из них с кладбища Кара-Джигач ученые нашли ДНК Yersinia pestis.

Два полных генома бактерии оказались прямыми предками штамма-причины «черной смерти», включая образец, полученный у жертвы чумы в Лондоне и проанализированный Краузе в 2011 году. Новое исследование опубликовано в Nature, его данные подтверждают выдвинутую ранее идею о центрально-азиатском происхождении «черной смерти». Среди современных штаммов бактерии Yersinia pestis к штамму с кладбища Кара-Джигач ближе всего те, что собраны с сурков и других грызунов в Киргизии, Казахстане и китайском Синьцзяне, находящихся вблизи Тянь-Шаньских гор. По этим местам проходил Великий шелковый путь, и в «киргизских» захоронениях рядом с останками жертв чумы находили жемчужины из Индийского океана, средиземноморские кораллы и монеты разных стран. Ученые считают, что обширная торговля сыграла немалую роль в распространении патогена далеко на Запад.