Климатический саммит в Глазго. Почему он так важен и чего ожидать?

Гигантское произведение искусства из песка украшает Нью-Брайтон-Бич, призывая к скорейшему решению проблемы глобального потепления.

Фото: Кристофер Ферлонг/Getty Images

Конференция сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата стартовала в воскресенье (31 октября). Она продлится две недели, в ней принимают участие более 25 тысяч делегатов из 196 стран, и по ее результатам станет ясно, сможет ли мир приблизиться к нулевой углеродной экономике к 2050 году.

Заседание Климатического саммита проводится каждый год (в этом году оно 26-е за всю историю). Но внимание приковано к конференции этого года: в рамках Парижского соглашения страны договорились каждые пять лет предоставлять обновленную информацию о своих самых высоких амбициях по сокращению выбросов. Это должно было произойти в 2020 году, но заседание COP-26 в том году было отложено из-за пандемии коронавируса. Таким образом, эти обновления будут озвучены в Глазго в этом году.

Уже вчера на саммите Всемирная метеорологическая организация представила данные о климатических изменениях в мире: последние семь лет, скорее всего, станут самыми жаркими в истории планеты, в среднем температура за первые девять месяцев 2021 года была на 1,08°С выше доиндустриальных уровней.

Ключевой вопрос заключается в том, расширят ли страны свою приверженность Парижскому соглашению, международному плану, разработанному в 2015 году, который направлен на поддержание глобального потепления ниже 2 градусов Цельсия (3,6 градуса по Фаренгейту) выше доиндустриального уровня и предпочтительно ниже 1,5 °C (2,7 °F) к 2100 году.

Хотя 197 участников конференции 2015 года согласились с Парижским соглашением, обязательств стран по сокращению выбросов недостаточно для стабилизации климата ниже 1,5 С. Ученые-климатологи говорят, что для достижения этой цели миру потребуется быстро отказаться от ископаемого топлива в качестве источника энергии, достигнув сокращения на 45 % по сравнению с уровнями 2010 года к 2030 году и достигнув чистого нуля в 2050 году. Политики в некоторых странах-членах не всегда остаются привержены соглашениям, которые были подписаны: например, в 2019 году при президенте Дональде Трампе Соединенные Штаты вышли из Парижского соглашения. (При этом США остаются главным эмитентом выбросов). Следующий президент Джо Байден вновь подтвердил приверженность соглашению, вступив в должность в 2021 году. Однако, прецедент отказа от обязательств был создан.

Цели СOP26, по словам организаторов, заключаются в том, чтобы заставить страны согласиться с планами по амбициозному сокращению выбросов парниковых газов к 2030 году; работать сообща для поддержки адаптации к уже произошедшему изменению климата; мобилизовать развитые страны для предоставления 100 миллиардов долларов финансирования в области климата в год для инвестиций в глобальный чистый ноль, что означает, что объем производимых нами выбросов не должен превышать объема, удаляемого атмосферой. Конечной целью будет завершение работы над Парижским сводом правил, пошаговым руководством по достижению Парижского соглашения.

Всем странам также предлагается предоставить «Сообщение об адаптации», в котором будут изложены проблемы, с которыми сталкивается каждая из них при адаптации к меняющемуся климату, и что они планируют сделать для преодоления этих препятствий.

Парижское соглашение также обязало развитые страны ежегодно привлекать 100 миллиардов долларов для оказания помощи развивающимся странам в финансировании их климатических целей. По данным межправительственной организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), развитые страны предоставили в общей сложности 78,9 миллиарда долларов финансирования в 2018 году.

Один из наиболее важных нерешенных вопросов заключается в том, что странам все еще необходимо договориться о том, как обеспечить, чтобы сокращения выбросов не учитывались дважды. Частью структуры, лежащей в основе Парижского соглашения, являются углеродные рынки: страны или компании, которым трудно сокращать выбросы, такие как авиакомпании, могут покупать кредиты на выбросы у компаний, которые более способны сокращать выбросы. Это должно создать баланс, обеспечивающий низкий уровень общих выбросов. Однако, все не так просто: представьте, если бы американская компания, например Amazon, переоборудовала свои фургоны доставки только на электрические. В этом случае и Amazon, и США могут претендовать на углеродные кредиты за сокращение выбросов. Без четких правил, предотвращающих такие сценарии, углеродные рынки могут привести к увеличению выбросов, а не к уменьшению, считают эксперты по климатической политике.

Есть признаки того, что COP26 сталкивается с сильными встречными ветрами в достижении этих целей. Ряд документов, полученных Би-Би-Си (BBC), показывают, что некоторые развитые страны лоббируют свои финансовые цели и надеются преуменьшить необходимость отказа от ископаемого топлива.

ИСТОЧНИК

01.11.2021

Константин Тимофеев

Нет комментариев