Ресурсы мозга. Удивительный случай нейропластичности описан в журнале Neuropsychologia

Группа исследователей из Массачусетского технологического института (MIT), Гарвардского университета и других американских научных центров обнаружила, что у женщины без левой височной доли головного мозга развилась зона обработки речевых сигналов в симметричной доле. Об этом случае, иллюстрирующем явление нейропластичности, пишет журнал Neuropsychologia.

Как указывает издание MedicalXpress, в 2016 году 50-летняя женщина, фигурирующая в исследовании под инициалами EG, обратилась к нейробиологам MIT по поводу своего, как она сформулировала, «интересного мозга»: у нее отсутствует левая височная доля. Этим случаем с энтузиазмом занялась когнитивный нейробиолог из Гарвардского университета Эвелина Федоренко. EG сообщила Федоренко и ее коллегам, что о своем необычном головном мозге она узнала случайно, когда в 1987 году прошла сканирование. До этого обследования у нее не было никаких оснований считать себя какой-то особенной. У EG во всех смыслах нормальное поведение, она образована и даже имеет ученую степень. Кроме того, EG отличается способностью к языкам, бегло говорит на русском, который не является ее родным. И это особенно удивительно, потому что левая височная доля — тот участок головного мозга, который ассоциирован с обработкой речевых сигналов.

Для того чтобы лучше понять феномен мозга женщины, ученые принялись обследовать ее на магнитно-резонансном томографе во время выполнения различных задач, в частности, при обработке речи или решении математических уравнений. В процессе томографии никаких признаков обработки лингвистической информации в левом полушарии испытуемой не было, все происходило в правом. Ученые пришли к заключению, что женщина, скорее всего, утратила левую височную долю в детстве, вероятно, вследствие кровоизлияния. Та область, где должны была быть эта доля, заполнилась спинномозговой жидкостью. Для компенсации функций отсутствующего участка мозга зона обработки речевой информации развилась в правой височной доле, что позволяет женщине нормально общаться. Ученые узнали, что у EG есть родная сестра, у которой отсутствует правая височная доля, но при этом также нет никаких симптомов дисфункции головного мозга. Авторы исследования допускают существование генетического компонента, обусловливающего кровоизлияние и процесс восстановления в головном мозге этих женщин.