Плавание способствует образованию новых нервных клеток, улучшает память и снижает тревогу - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Плавание способствует образованию новых нервных клеток, улучшает память и снижает тревогу

Ни для кого не секрет, что аэробные упражнения могут помочь предотвратить некоторые пагубные последствия старения. Но все больше исследований показывают, что плавание может оказать уникальное воздействие на здоровье мозга.

Доказано, что регулярное плавание улучшает память, когнитивные функции, иммунную реакцию и настроение. Плавание помогает восстановить организм после стресса и даже создать новые нейронные связи в мозге.

Но ученые все еще пытаются разгадать, как и почему плавание оказывает такое стимулирующее действие на мозг.

До 1960-х считалось, что количество нейронов и синаптических связей в человеческом мозге ограничено и что после повреждения эти клетки мозга невозможно заменить. Но это предположение было опровергнуто, когда исследователи получили достаточно доказательств рождения нейронов, или нейрогенеза, во взрослом мозге людей и животных.

Теперь есть четкие доказательства того, что аэробные упражнения могут способствовать нейрогенезу и играть ключевую роль в устранении или восстановлении повреждений нейронов и их связей как у млекопитающих, так и у рыб.

Исследования показывают, что одним из ключевых способов, с помощью которых эти изменения происходят в ответ на физические нагрузки, является повышение уровня белка, называемого нейротрофическим фактором головного мозга. Было обнаружено,  что нейронная пластичность, или способность мозга изменяться, которую стимулирует этот белок, повышает когнитивные функции, включая обучение и память. А также помогает уменьшить тревогу и депрессию.

Аэробные упражнения также способствуют высвобождению специфических химических веществ, называемых нейротрансмиттерами. Одним из них является серотонин, который, как известно, при повышенном содержании уменьшает депрессию и тревогу и улучшает настроение.

Но что особенного в плавании?

Исследователи пока не знают, в чем может заключаться «секретный ингредиент» плавания. Но уже точно известно, что это вид активности полезен для сердечно – сосудистой системы.

Поскольку плавание задействует все основные группы мышц, сердцу приходится много работать, что увеличивает приток крови по всему телу. Это приводит к созданию новых кровеносных сосудов, процессу, называемому ангиогенезом. Больший приток крови также может привести к большому выбросу эндорфинов – гормонов, которые действуют как естественное обезболивающее во всем организме. Этот всплеск вызывает чувство эйфории, которое часто возникает после физических упражнений.

Большая часть исследований, направленных на понимание того, как плавание влияет на мозг, была проведена на крысах. Эти грызуны являются хорошей лабораторной моделью из-за их генетического и анатомического сходства с людьми.

В одном исследовании на крысах было показано, что плавание стимулирует мозговые пути, которые подавляют воспаление в гиппокампе и ингибируют апоптоз, или процесс программируемой клеточной гибели. Исследование также показало, что плавание может помочь поддержать выживаемость нейронов и уменьшить когнитивные последствия старения.

Один из наиболее важных вопросов заключается в том, чтобы понять, как плавание улучшает краткосрочную и долгосрочную память. Чтобы точно определить, как долго может продолжаться благотворное воздействие водного спорта, исследователи обучали крыс плавать по 60 минут ежедневно в течение пяти дней в неделю. Затем команда проверила память крыс, заставив их проплыть через водный лабиринт, содержащим шесть маршрутов, в том числе один со скрытой платформой.

Крысы получили шесть попыток свободно поплавать и найти скрытую платформу. Всего через семь дней тренировок по плаванию исследователи увидели улучшения как в краткосрочной, так и в долгосрочной памяти, основанные на уменьшении количества ошибок, которые крысы совершали каждый день. Исследователи предположили, что это повышение когнитивных функций может послужить основой для использования плавания в качестве способа восстановления обучения и памяти, вызванных нервно-психическими заболеваниями у людей.

Хотя переход от исследований на крысах к людям значителен, исследования на людях дают аналогичные результаты, которые свидетельствуют о явной когнитивной пользе плавания для всех возрастов.

Например, в одном исследовании, посвященном влиянию плавания на остроту ума у пожилых людей, исследователи пришли к выводу, что пловцы улучшили умственную скорость и внимание по сравнению с непловцами.

В другом исследовании сравнивались когнитивные способности  пловцов и других спортсменов в молодом возрасте. Оказалось, что 20 минут плавания брассом средней интенсивности улучшили когнитивные функции в обеих группах.

Другая исследовательская группа недавно изучила связь между физической активностью и тем, как дети усваивают новые словарные слова. Исследователи учили детей в возрасте 6-12 лет названиям незнакомых предметов. Затем они проверили точность запоминания после выполнения трех видов деятельности: раскраска (отдых), плавание (аэробная активность) и упражнение, похожее на кроссфит (анаэробная активность) в течение трех минут.

Они обнаружили, что дети лучше понять слова, выученные после плавания, по сравнению с раскраской и кроссфитом. Это свидетельствует о явной когнитивной пользе плавания по сравнению с анаэробными упражнениями для молодого, развивающегося мозга.

На протяжении веков люди находились в поисках источника молодости. Плавание может быть самым простым способом сохранить бодрость тела и ясность ума.

 

ИСТОЧНИК 

 

27.07.2021

 

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2