Не росли бы водоросли. Питерские ученые нашли управу на цианобактерии

Ученые Санкт-Петербургского федерального исследовательского центра РАН разработали прототип установки, которая при помощи ультразвука позволит бороться с токсичными водорослями.

Цветение водорослей или цианобактерий — актуальная проблема для многих рек и озер вблизи населенных пунктов. Цианобактерии существуют практически во всех водоемах, но обычно их количество невелико, и потому они незаметны. Однако в процессе хозяйственной деятельности людей в городах, деревнях, садоводствах, а также на сельхозпредприятиях в воду в большом количестве попадают продукты, насыщенные фосфором и азотом. Цианобактерии питаются такими веществами, интенсивно разрастаясь: цветение — это результат их метаболизма.

В результате водоемы сильно загрязняются, в том числе токсинами, которые способны вызывать у человека заболевания кожи, печени и других органов, если он купается или потребляет воду в такой акватории. Употребление воды цветущих водоемов для питья вызывает, в частности, гаффскую и юксовскую болезни. Эти пищевые отравления приводят к падежу домашнего скота и других животных, заболеванию людей, нередко с летальным исходом.

«Борьба с цианобактериальным цветением водоемов требует разработки экологичных методов, ведь использование химических средств, которые гарантированно убивают водоросли, опасно для человека и обитателей акватории, — рассказывает руководитель лаборатории комплексных проблем лимнологии Института озероведения РАН (подразделение СПб ФИЦ РАН), старший научный сотрудник Владимир Рыбакин. — Самым перспективным мы считаем метод, базирующийся на применении ультразвука малой мощности. У нас уже готовы прототипы установок с источником ультразвука особого качества, которые снижают скорость развития сине-зеленых бактерий и при этом не мешают жизни других видов водорослей, полезных для водоема».

Сейчас исследователи проводят серию экспериментов, изучая воздействие ультразвука на сообщества цианобактерий в прудах Санкт-Петербурга. Совершенствуется методика применения прибора. Например, поскольку ультразвук быстро затухает в воде, ведутся работы по увеличению дальности его действия. Конечная цель ученых — вывести на рынок установку по очистке водоемов от водорослей и методику ее применения.

Пресс-служба Санкт-Петербургского ФИЦ РАН