Моллюски-прудовики приспособились к жизни в термальных источниках

Виды моллюсков-прудовиков, поселяясь в термальных источниках, быстро эволюционируют, образуя особые экологические «расы». К такому выводу пришли зоологи Федерального исследовательского центра комплексного изучения Арктики имени академика Н. П. Лаверова Уральского отделения РАН совместно с коллегами из Санкт-Петербургского государственного университета.

Прудовик в термальном источнике Пым-Ва-Шор. Автор фото: Ольга Аксенова.Прудовик в термальном источнике Пым-Ва-Шор. Автор фото: Ольга Аксенова.

 

Улитки-прудовики – широко распространенные обитатели пресных вод, которые питаются как живыми растениями, так и детритом – разлагающейся органикой, а иногда – животной пищей и бактериями. Эти моллюски способны выживать при температуре до +40 °C, а в умеренном климате зимой погружаются в спячку.

Однако в зоне термальных источников температура может достигать +100 °C – в таких условиях моллюски выжить не могут. При этом в источниках наблюдается высокий уровень минерализации воды и дефицит кислорода, что позволяет прудовикам оставаться активными и размножаться вне зависимости от сезона. Кроме того, в подобных местообитаниях снижено «давление» хищников и конкурентов, что создает серьезное экологическое преимущество. Но для существования в таких специфических условиях живой организм должен выработать определенные варианты адаптации.

Раковины прудовика Ampullaceana lagotis из термальных источников Пым-Ва-Шор (справа) и из озера Дияты (слева) в Ненецком автономном округе. Автор фото: Ольга Аксенова.Раковины прудовика Ampullaceana lagotis из термальных источников Пым-Ва-Шор (справа) и из озера Дияты (слева)
в Ненецком автономном округе. Автор фото: Ольга Аксенова.

Чтобы определить, как меняется внешний облик моллюсков, когда они попадают в термальные источники, ученые СПбГУ изучили размеры, пропорции и формы раковин моллюсков из источников и других мест обитания. Оказалось, что прудовики из термальных источников значительно миниатюрнее своих «соседей» из зональных водоемов, при этом формы раковин у нескольких видов также изменились по сравнению с «нормальными».

«У шести исследованных термальных видов произошло уменьшение размеров: по сравнению с обычными они стали карликовыми. Кроме того, генетический анализ моллюсков из разных географических зон показал, что у „термальных” прудовиков накапливается большое число уникальных нуклеотидных замен», – объяснил заведующий лабораторией макроэкологии и биогеографии беспозвоночных СПбГУ Максим Винарский.

 

Термальные прудовики на Камчатке. Автор фото: Ольга Аксенова.Термальные прудовики на Камчатке. Автор фото: Ольга Аксенова.

Как отметил директор Лаверовского центра, член-корреспондент РАН Иван Болотов, брюхоногие моллюски, к которым относятся прудовики, – одна из групп беспозвоночных, которая наиболее активно проникает в горячие источники. Некоторые ученые описывали популяции «термальных» прудовиков как особые виды, живущие только в конкретном водоеме.

Проведенное исследование позволяет утверждать, что в термальных источниках обитают не подвиды и не особые виды прудовиков, а экологические расы со своими характерными особенностями.

«Это особые внутривидовые образования, возникающие везде, где складываются подходящие условия для жизни. Ареал у прудовиков может быть очень широким, но эти карликовые расы возникают „пятнами” – там, где есть термальные источники. Мы называем эти расы экологическими, потому что их формирование обусловлено специфической средой обитания. И если подвид – это понятие географическое, то здесь мы имеем дело с проявлениями параллельной эволюции», – сказал Максим Винарский.

Попадая в термальный источник, особи начинают приспосабливаться к новым условиям – так происходит генетический отбор, который сопровождается вспышкой размножения. Это объясняется репродуктивными особенностями прудовиков – будучи гермафродитами они не нуждаются в поиске полового партнера для размножения. Круглогодичный цикл без спячки позволяет моллюскам размножаться быстрее прудовиков из других мест обитания, однако это приводит к сокращению жизни.

Термальный источник, Камчатка. Автор фото: Ольга Аксенова.Термальный источник, Камчатка. Автор фото: Ольга Аксенова.

«Если в зональных водоемах моллюски живут в среднем два года, то термальные – не более года. Через полгода они достигают репродуктивного возраста, не успевая вырасти до стандартных размеров, их жизненный цикл ускоряется», – объяснила ведущий научный сотрудник Лаверовского центра Ольга Аксёнова.

Именно с этим связано и изменение формы раковины у четырех из шести исследованных видов. Улитки из термальных источников достигают полового созревания раньше обычного и остаются на всю жизнь «ювенилизированными»: их раковины сохраняют пропорции, характерные для молодых особей. Однако, по словам зоологов, такое изменение нельзя считать особой адаптацией – это всего лишь побочный продукт необычного раннего созревания и других адаптивных изменений жизненного цикла.

География исследований, которые длились около 15 лет, охватывает Камчатку, Байкал, Пым-Ва-Шор (термальное урочище в Ненецком автономном округе), а также ряд геотермальных зон в Казахстане, Таджикистане, Исландии и Канаде.

Исследование проведено при поддержке Минобрнауки России (проект № FUUW-2022-0056) и Российского научного фонда (проекты № 19-14-00066 и № 22-14-35050) и опубликовано в одном из международных научных изданий.

Минобрнауки РФ.

Нет комментариев