Каракатицы сохраняют четкую память о конкретных событиях до самой старости, в отличие от людей

В отличие от людей, которые с возрастом часто жалуются на память, каракатицы вплоть до старости помнят практически все. Такой вывод сделала группа ученых из Кембриджского университета (Великобритания), Морской биологической лаборатории в Вудс-Хоуле (США) и Университета Кана (Франция).

Специалисты проводили тесты памяти с 24 каракатицами Sepia officinalis. Половине из них было 10-12 месяцев — не совсем взрослый возраст, второй половине — 22-24 месяца. Этот возраст эквивалентен 90 годам у людей.

Исследователи выяснили: каракатицы вплоть до последних нескольких дней своей жизни помнят, что, где и когда происходило, сообщается в журнале Proceedings of the Royal Society B. Это первые свидетельства существования животного, память которого о конкретных событиях с возрастом не ухудшается.

«Каракатицы могут помнить, что они ели, где и когда, и использовать это, чтобы принимать решения о кормлении в будущем. Удивительно, что они не теряют эту способность с возрастом, несмотря на другие признаки старения, такие как потеря мышечных функций и аппетит», — говорит первый автор  Александра Шнелл из Кембриджского университета, которая вместе с коллегами проводила эксперименты в Морской биологической лаборатории.

У каракатиц нет гиппокампа, и их мозг по структуре сильно отличается от человеческого. Вертикальная доля мозга каракатицы связана с обучением и памятью. И вплоть до последних двух-трех дней жизни животного эти способности не ухудшаются. То есть возраст у каракатиц не влияет на эпизодическую память.

Для проведения эксперимента ученые сначала обучили каракатиц приближаться к определенному месту в их аквариуме, отмеченному черно-белым флагом. Затем моллюски были обучены тому, что два продукта, которые они едят, — креветки, которые они предпочитают, и королевские креветки — можно было найти в определенных местах, отмеченных флагом. Это обучение повторялось ежедневно в течение четырех недель.

Затем были проверены воспоминания каракатиц о том, какая еда будет доступна, где и когда. Чтобы убедиться, что они не просто усвоили схему, два места кормления были каждый день новыми. Все каракатицы, независимо от возраста, наблюдали, какая пища впервые появлялась у каждого флажка, и использовали это, чтобы определить, какое место кормления было лучше всего для каждого последующего приема пищи.

«Старые каракатицы так же хорошо справлялись с задачей на память, как и молодые — на самом деле, многие из старых каракатиц справились лучше на этапе тестирования. Мы думаем, что эта способность помогает каракатицам в дикой природе запоминать, с кем они спаривались, поэтому они не возвращаются к тому же партнеру», — говорит Шнелл.

Каракатицы размножаются только в конце жизни. Ученые считают: память о том, с кем, где и как давно они спаривались, помогает каракатицам распространять свои гены, спариваясь с максимально возможным количеством партнеров.

У каракатиц недолгая жизнь, большинство из них доживают лишь до двух лет. Это делает их хорошими объектами для исследований памяти и того, насколько она меняется с возрастом. Поскольку невозможно проверить, сознательно ли животные запоминают что-то, авторы использовали термин «эпизодическая память» для обозначения способности каракатиц запоминать, что, где и когда происходило.

18.08.2021