Готовность наказывать эгоистов объяснили силой функциональных связей мозга

Чем сильнее сила функциональных связей мозга, тем меньше человек склонен наказывать других за несправедливость. Такой вывод сделали ученые из НИУ ВШЭ, проведя нейроимиджинговый эксперимент. Статья «Wired to punish? Electroencephalographic study of the resting-state neuronal oscillations underlying third-party punishment» опубликована в журнале Neuroscience.

Выгодное и предсказуемое взаимодействие с другими людьми возможно благодаря существованию множества социальных норм. Однако само по себе наличие норм еще не гарантирует их исполнения — необходимо наказание нарушителей этих норм. Таким образом, различные формы социального наказания выступают инструментами укрепления порядка и кооперации в сообществах. При этом наказание может исполняться жертвой нарушения — второй стороной, или наблюдателем, не пострадавшим от нарушителя — третьей стороной.

Целые сети различных структур мозга вовлечены в принятие решения о наказании третьей стороной. Одними из ключевых зон выступают дорсолатеральная префронтальная кора и височно-теменной узел. Предполагается, что височно-теменной узел оценивает степень вины и умышленность нарушения, а дорсолатеральная префронтальная кора получает этот сигнал об оценке вины и преобразовывает его в конкретное решение о наказании.

Взаимодействие между височно-теменным узлом и дорсолатеральной префронтальной корой важно для принятия решения о наказании. Исследователи НИУ ВШЭ предположили, что изначальная сила связи между этими регионами в мозге конкретного человека влияет на его готовность исполнять наказания.

Чтобы подтвердить эту гипотезу, ученые провели нейроимиджинговый эксперимент. Сначала активность мозга испытуемых была записана с помощью ЭЭГ (электроэнцефалограммы) в течение 10 минут. В это время участники исследования не выполняли никаких задач, а в течение последних 5 минут сидели с закрытыми глазами. Такая запись активности мозга в состоянии покоя позволяет с помощью последующего анализа оценить силу связей между различными участками мозга у каждого из испытуемых. Всего 17 человек вошли в итоговую выборку, каждый из них играл роль третьей стороны.

«В классических нейроимиджинговых исследованиях мы опираемся на данные, записанные во время выполнения испытуемым задачи. В исследованиях же, где мы получаем данные об активности мозга в состоянии покоя, мы можем с определенной степенью ограничений предположить, как будет вести себя человек, который даже еще не видел саму задачу», — комментирует научный сотрудник Института когнитивных нейронаук НИУ ВШЭ Оксана Зинченко.

Сразу после записи ЭЭГ начиналось задание. Участники наблюдали за тем, как два человека играют в игру «Диктатор». Первый игрок, диктатор, в каждой пробе получал 40 монет, часть из них он оставлял себе, а часть передавал второму игроку — получателю. Действия обоих игроков были запрограммированы, но испытуемые считали их реальными людьми.

Роль наблюдателя (третьей стороны) заключалась в следующем: когда диктатор принимал решение о разделении монет, испытуемый мог «наказать» его за несправедливое решение. Наказанием служил «штраф». Однако, чтобы оштрафовать, участник должен был вложить свои монеты. Из выигрыша диктатора вычиталось вдвое больше по сравнению с той суммой, что вложил испытуемый. Все оставшиеся на его руках монеты конвертировались в реальную оплату за участие в эксперименте.

Например, в одной пробе диктатор принимал решение оставить себе 35 монет и передать получателю 5 монет. Испытуемый решил вложить в наказание диктатора 10 монет — из выигрыша испытуемого в этой пробе вычиталось 20 монет.

Для всех раундов с несправедливыми решениями был подсчитан уровень наказания — то количество игровых денег, которое испытуемый оказался готов потратить, чтобы наказать диктатора. Затем уровень наказания был соотнесен с силой связи между височно-теменным узлом и дорсолатеральной префронтальной корой.

Было обнаружено, что чем сильнее сила связи между этими областями, тем ниже уровень наказания испытуемого — тем меньше игровых денег он тратил на то, чтобы наказать диктатора за несправедливые решения. Возможно, эта сила отражает склонность к накоплению доказательств в виновности диктатора. Последующие исследования могут подтвердить или опровергнуть эту гипотезу.

Также было подтверждено, что функциональное состояние височно-теменного узла в состоянии покоя влияет на готовность человека наказывать других за несправедливость. Предполагается, что более «восприимчивый» височно-теменной узел ведет к тому, что несправедливое поведение вызывает более сильный сигнал оценки вины и, как следствие, более строгое решение о наказании.

Рисунок: дорсолатеральная префронтальная кора (dorsolateral prefrontal cortex, DLPFC) и височно-теменной узел
(temporoparietal junction, TPJ) — области мозга, вовлеченные в принятие решения о наказании.

Пресс-служба НИУ ВШЭ

Нет комментариев