Загадку создания сандомирских шахмат раскрыли специалисты

Исследования, проведенные специалистами Варшавского университета, дали ответ на вопрос, из каких материалов изготавливаются так называемые Сандомирские шахматы — один из самых ценных памятников этого типа в Польше. Вопреки предыдущим гипотезам, уникальный набор был сделан не из костей экзотических животных.

Доктор Даниела Попович из Центра новых технологий Варшавского университета и доктор Войцех Райпольд из археологического отдела Замкового музея в Сандомире рассказали о последних результатах исследований сандомирских шахмат в минувший четверг.

Доктор Райпольд подчеркнул, что сандомирские шахматы являются уникальной находкой такого рода в Польше и одной из немногих подобных находок в Европе. Вероятно, они созданы в XII или первой половине XIII века, обнаружены в 1962 году на реке Св. Якуб во время археологических раскопок.

Как отметил доктор Райпольд, две вещи делают набор уникальным. Во-первых, набор почти полный, из 32 штук не найдено только три штуки. На одной стороне шахматной доски располагались фигуры с глубокой и разборчивой резьбой, на другой — с мелкой, а иногда и исчезающей резьбой. Кроме того, уникально то, что сандомирские шахматы были обнаружены в ходе исследований, что повышает их научную ценность.

Доктор Даниела Попович из Центра новых технологий Варшавского университета сообщила, что для генетических исследований были отобраны три пешки. Пробы были взяты в середине прошлого года.

«В таких старых музейных материалах ДНК сохраняется в очень малых количествах и ее трудно анализировать. К счастью, нам удалось получить почти полные последовательности митохондриального генома, что позволило выяснить, из каких видов животных были сделаны изучаемые нами фрагменты», — поясняет доктор Попович.

Оказалось, что набор с более отчетливым орнаментом сделан из костей домашней лошади. Второй набор был сделан из коровьих костей. Третья пешка (одна из двух, вероятно, сделанная позже) была сделана из кости благородного оленя. Предыдущие гипотезы предполагали, что шахматы сделаны из костей экзотических животных, в том числе слон.

«Исследование, проведенное командой доктора Поповича, важно, потому что благодаря им мы знаем, среди прочего, как правильно ухаживать за этим памятником. Пока мы не можем сказать, изготовлены ли шахматы в нашей местности, в России, или их изготовили итальянские мастера», — добавляет д-р Райпольд.

Также неизвестно, когда именно они были созданы.

«Мы надеемся, что дальнейшие исследования позволят нам раскрыть секрет шахмат в Сандомире в более широком контексте», — отмечает д-р Попович.

Сандомирские шахматы представляют собой геометрический, абстрактный мусульманский стиль; являются одними из самых маленьких среди средневековых шахматных фигур, найденных в Польше. Их высота достигает максимум 25 мм. В Польше известно более 50 находок средневековых шахматных фигур, но почти все они были единичными.

Фото: naukawpolsce.pl