В Казахстане найдены останки девочки бронзового века

В Восточном Казахстане в некрополе Айнабулак-Темирсу археологи обнаружили курган с захоронением девушки бронзового века. Останки окружал разнообразный погребальный инвентарь. В том числе необычный — в частности, в могильнике нашли 180 лодыжек животных и небольшой изысканный серебряный аксессуар с изображением лягушки на диске.

Англоязычное новостное агентство  «Астана Таймс» сообщило, что могила девочки находится недалеко от села Айнабулак на востоке страны. Ученые датировали захоронение бронзовым веком Центральной Азии, который длился  примерно с 3200 г. до н.э. до 1000 г. до н.э.

По словам археологов, юная девушка лежала на левом боку. В ее ушах были маленькие проволочные серьги,  на шее — бусы. Диск лягушки – первый в своем роде, найденный в Казахстане. Ученые считают, что мотив лягушки указывает на ритуалы, связанные с водой, встречающиеся в Китае и Египте. Возможно, он сопряжен также с образом роженицы и культом воды.

Огромный объем фрагментов костей животных, захороненных с человеком, также вызвал интерес исследователей. По сравнению с другими могильниками в евразийской степи, в детских и подростковых погребениях такого количества останков зверей не встречалось.

Некоторые специалисты полагают, что захоронение таранной кости (одна из костей предплюсны на ноге) было частью «культовой практики» и что, возможно, кости использовались во время медитации. Однако другие исследователи рассматривают кости как «символы благополучия» и «удачи», которые служили «пожеланием успешного перехода из [одного] мира в другие».

«Наше исследование еще далеко от завершения. До конца года мы планируем обнародовать результаты и опубликовать обширную научную статью, — отметил руководитель работы Ринат Жуматаев, заведующий кафедрой археологии, этнологии и музологии Казахского национального университета имени аль-Фараби (КазНУ).

Казахские археологи проводят раскопки совместно со специалистами Кембриджского университета.

Фото на обложке: Министерство науки и высшего образования Казахстана