Ученые выясняли, был ли древний кальмар вампиром — Scientific Reports

24.06.2022

Небольшого головоногого моллюска Vampyronassa rhodanica — предка «адского кальмара-вампира» изучили ученые в Европейском центре синхротронного излучения (ESRF). Этот метод наиболее точный, когда требуется исследовать беспозвоночных животных. Мягкие ткани, в отличие от костей, редко образуют крепкие окаменелости.

Исследовав три окаменелости V. rhodanica, которым более 160 млн лет, научный сотрудник Сорбоннского университета Элисон Роу и ее коллеги пришли к выводу: у древнего головоногого моллюска были мускулистые присоски, с помощью которых он, по всей видимости, захватывал добычу и манипулировал ею. А значит, был хищником.

«Мы использовали синхротрон ESRF для того, чтобы раскрыть трехмерную форму этих моллюсков. Полученные нами сведения о структуре щупалец и присосок древних «адских вампиров» говорят о том, что они использовали эти конечности для захвата и манипуляций живой добычей», — приводит слова Роу, пресс-служба ESRF.

В отличие от современных «родственников» моллюска Vampyroteuthis infernalis, чьи присоски нефункциональны. Эти животные не охотятся, а собирают органические остатки, опускающиеся на дно, с помощью липких клеток на нитевидных придатках.

«У V. rhodanica есть все необходимое для того, чтобы быть активным хищником в пелагических водах (то есть на поверхности, не у дна — ред.), с более чувствительными органами восприятия и способностью хватать добычу. V. infernalis более мирный, — пишет Science Alert. — Хотя эти два вида связаны между собой, они занимают разные экологические ниши… ни один из них на самом деле не имеет ничего общего с вампиризмом».

Исследование команды опубликовано в Scientific Reports .