Открытый вид птерозавров обладал сотнями крошечных крючковатых зубов

24.01.2023

Ученые идентифицировали  необычный новый вид птерозавра. Рептилия была обладательницей более чем 400 зубов, похожих на зубцы гребня. Описали окаменелость палеонтологи Германии, Англии и Мексики, а обнаружили ее в немецкой каменоломне.

«Почти полный скелет был найден в очень мелкослоистом известняке, который прекрасно сохраняет окаменелости. Челюсти этого птерозавра действительно длинные и усеяны маленькими тонкими крючковатыми зубами с крошечными промежутками между ними, как гребешок гнид. Длинная челюсть изогнута вверх, как у шилоклювки, и на конце расширяется, как у колпицы. У него нет зубов в конце рта, но есть зубы вдоль обеих челюстей, вплоть до задней части его улыбки. И что еще более примечательно, у некоторых зубов есть крючок на конце, чего мы никогда раньше не видели у птерозавров. Эти маленькие крючки должны были использоваться для ловли крошечных креветок, которыми, вероятно, питался птерозавр, чтобы убедиться, что они прошли ему в глотку и не были зажаты между зубами», -рассказал профессор Дэвид Мартилл — ведущий автор исследования из Школы окружающей среды, географии и наук о Земле Портсмутского университета

Открытие было случайным, пишетeurekalert. Во время раскапывания большой глыбы известняка с костями крокодила на свет показалась окаменелость птерозавра.

Животное принадлежит к семейству птерозавров (Ctenochasmatidae). С тех пор, как в 18 веке здесь был описан первый птерозавр, были обнаружены сотни останков этих летающих рептилий, что делает каменоломни франконской Юры в Баварии одними из самых богатых местонахождений птерозавров в мире.

«У этого птерозавра были зубы в верхней и нижней челюсти являются зеркальным отражением друг друга. Есть еще один птерозавр с большим количеством зубов — Pterodaustro из Аргентины, но у него короткие зубы в верхней челюсти и еще более длинные зубы в нижней челюсти, поэтому этот новый образец сильно отличается от других ктенохазматидов», — добавил профессор Мартилл.

Свой клюв в форме ложки птерозавр во время охоты в воде использовал своеобразно. Когда в него попадали вода и какая-то живность, воду рептилия сливала, а добычу съедала. Плескаясь на мелководье, животное всасывало маленьких водяных креветок и веслоногих, отфильтровывая потом через зубы.

Рептилия получила название Balaenognathus maeuseri.

Результаты работы опубликованы в В Paläontologische Zeitschrift ( PalZ ).

Фото:eurekalert.org