Обнаружены следы самых древних лесных пожаров в истории. Им 430 млн лет

20.06.2022

Современная Европа сотни миллионов лет назад выглядела совсем по-другому. Ученые  выяснили, что почти полмиллиарда лет назад в этих местах  бушевали лесные пожары.

«Лесные пожары долгое время были неотъемлемым компонентом процессов в системе Земли, и их роль в этих процессах почти наверняка недооценивалась», — отметил палеоботаник Ян Гласспул  (Колби-колледж в штате Мэн).

В проведенном исследовании, результаты которого опубликованы в журнале Geology, ученые изучили отложения древесного угля в Польше и Уэльсе, благодаря чему были идентифицированы пожары, буйствующие на планете 430 млн. лет назад.

Чтобы пожар возник, ему нужно топливо (растения) и источник воспламенения (удары молнии) плюс кислород для горения. Роль топлива выполняли исполинские 9-метровые грибы Prototaxites, которые в силурийский период составляли ландшафт Земли.

«Наши свидетельства пожара совпадают со свидетельствами о самых ранних макрофоссилиях [сохранившихся органических остатков — достаточно больших, чтобы увидеть их без микроскопа — ред.] наземных растений, — говорит Гласспул. — Поэтому, как только появляется топливо, по крайней мере, в виде растительных макроископаемых, почти мгновенно возникает лесной пожар».

Уровень кислорода на нашей планете, как считалось ранее, составлял тогда не менее 16%, иначе пожары не смогли бы распространяться, а также оставлять отложения древесного угля. Команда палеонтологов, основываясь на своем анализе, считает, что уровень O2 мог составлять 21% и даже больше.
«Это открытие побило предыдущий рекорд самого старого лесного пожара за всю историю наблюдений на 10 миллионов лет. И оно также подчеркивает важность, которую исследования лесных пожаров могут иметь для составления карты истории Земли, пишет Science Alert.
Фото: 9-метровые грибы Prototaxites в ландшафте древней Земли. Источник: noxinfluencer.com