Хищные черты. Черепа тасманийского тигра и серого волка оказались похожими - Поиск - новости науки и техники

Хищные черты. Черепа тасманийского тигра и серого волка оказались похожими

Когда первые европейские поселенцы прибыли на далекий австралийский остров Тасмания, их поразило большое полосатое животное, похожее на собаку, но в отличие от собак имеющее на животе сумку для выхаживания потомства. Это ныне вымершее животное под видовым названием Thylacinus cynocephalus, то есть «сумчатая собака с собачьей головой», имело выразительное сходство с плацентарными псовыми, несмотря на то что последний их общий предок жил более 160 миллионов лет назад.

Тилацин и серый волк – одни из наиболее ярких примеров конвергентной эволюции у млекопитающих, независимого возникновения почти идентичных признаков в общей экологической нише, в данном случае – одинаковой формы черепа в нише хищников. «Мы знаем, что тилацин и волк выглядели похожими во взрослом возрасте, но мы не знали, когда у них начинало проявляться сходство в ходе развития», – цитирует руководителя исследования Акселя Ньютона из Университета Мельбурна издание Sci-News.com.

«Все сумчатые, включая вымершего тилацина, рождаются с необычно хорошо развитыми челюстями по сравнению с другими частями головы»,

– отмечает соавтор Ньютона Вера Вейсбекер из Университета Флиндерса.

«Ученые думают, что это снижает потенциал сумчатых в развитии каких-то особых форм черепа. Однако это точно не помешало развитию у тилацина необычного волчьего черепа»,

– считает Вейсбекер.

«Наше исследование показало, как трехмерное изображение может выявить скрытое разнообразие в природе»,

– говорит главный автор работы, опубликованной в журнале Communications Biology, Кристи Хипсли из Музеев Виктории. Применив рентгенолучевую компьютерную томографию, ученые сравнили черепа тилацинов, хранящиеся в музее, с черепами волков – от самых ранних стадий развития до старости. Кроме того, они изучили черепа пяти доживших до наших дней видов сумчатых: щеткохвоста или лисовидного поссума, коалы, кистехвостого беттонга, крапчатой сумчатой куницы и узколапой сумчатой мыши.

При сравнении полных серий стадий роста – от новорожденного до взрослого состояния – ученым удалось визуализировать мелкие различия в развитии, которые показали, когда и где адаптации черепа к хищничеству возникли на клеточном уровне.

«Примечательно, что щенки тасманийского тигра имели больше сходства с волчатами, чем с близкородственными сумчатыми»,

– говорит профессор Эндрю Паск из Университета Мельбурна. Публикуемое сейчас исследование дополняет более ранние данные о сходстве геномов тилацина и серого волка, которое, очевидно, сказалось на развитии костей черепа животных.