«Сенсорные» датчики на челюсти тираннозавра делали его более грозным хищником, чем считалось ранее

Тираннозавр рекс (T. rex) — самый известный из всех динозавров, символ Парка Юрского периода —  был не просто огромным зверем с большим укусом, у него были сенсорные датчики на самых кончиках челюсти, позволяющие ему лучше обнаруживать, а значит, и есть, свою добычу. Об этом говорится в новом исследовании, опубликованном в рецензируемом журнале Historical Biology today.

Это полностью меняет восприятие учеными T. rex как динозавра с нечувствительной пастью, который жевал все и вся, включая кости. В нижней челюсти, особенно в переднем отделе зубной кости, сосудисто-нервные каналы имели более сложное строение, чем в верхней. Хотя морфология сосудов и нервов челюсти была проанализирована у нескольких ископаемых рептилий, в отношении T. rex. это исследование является самым первым, касающимся внутренней структуры нижней челюсти. Ученые создали ее реконструкцию, после чего сравнили с другими динозаврами, такими как трицератопс, а также с живыми крокодилами и птицами. Вывод исследователей: тройничная нервная система у тираннозавра, вероятнее всего, функционировала как чувствительный датчик в морде, подобный сенсорному.

Результаты этого нового исследования согласуются с анализом поверхности черепа другого тираннозаврида, дасплетозавра, и морфологией нервно-сосудистых каналов в верхней челюсти аллозаврида Neovenator, что указывает на высокую чувствительность лицевой области теропод.

«Эти выводы также предполагают, что в дополнение к хищничеству кончики челюстей тираннозаврид были адаптированы для выполнения ряда поведенческих действий с тонкими движениями, включая строительство гнезда, родительскую заботу и внутривидовое общение», — добавляет доктор Соки Хаттори, доцент Института исследований динозавров.

Ограничения исследования заключаются в том, что команда не анализировала всю площадь нижней челюсти T. rex и других динозавров, используемых для сравнения, однако, поскольку доля неисследованных является незначительной, указанная тенденция «должна получить разумную оценку».

Предполагаемое расположение нервов в нижней челюсти тираннозавра (оранжевый)