Останки неандертальцев исследуют польские ученые

Кости животных, а также кремневые орудия эпохи неандертальцев были найдены археологами в польском Зволене. Это первый этап работ на объекте, к которому ученые вернулись спустя 30 лет после завершения предыдущих раскопок.

Основой и отправной точкой исследования послужили находки, сделанные в ходе проводившихся в 1980-х годах раскопок в Зволене. Затем после анализа многочисленных материалов из кости и кремня был сделан вывод, что неандертальцы когда-то жили в этих местах. Однако до сих пор неизвестно, когда именно они там появились.

«Это место чрезвычайно важно, потому что это самая северная неандертальская стоянка в Польше. Это также одно из немногих мест, где сохранились органические материалы — кости. Они очень редко сохраняются на открытых неандертальских стоянках (расположенных за пределами пещер). Благодаря этому мы можем многое узнать о жизни неандертальцев и о том, как они функционировали», — отмечает доктор Катажина Пыжевич из Варшавского университета.

Археологические исследования на этом объекте проводят ученые Государственного археологического музея в Варшаве (ПМА), факультета археологии Варшавского университета и Института археологии Вроцлавского университета. Исследователи хотят выяснить, когда именно древние люди появились в долине Зволеньки, каков был их рацион и повседневная жизнь. Как подчернул руководитель проекта доктор Витольд Груздзь из ПМА, более ранняя датировка, оцениваемая возрастом 80-65 тысяч лет, имеет широкий диапазон, поэтому стоит уточнить эту дату.

За первый сезон работ после длительного перерыва ученые вырыли две траншеи. Они достигли слоя, где нашли кости лошади, фрагменты челюстей и ребер животного, а также кремни.

«Мы знаем, что они относятся ко временам неандертальцев — тогда использовался особый метод обработки кремня. Из него изготавливались ножи, которые древние люди использовали при разделке туши животного», — описывает доктор Пыжевич.

С годами изменился не только подход к полевым исследованиям, но и методы работы археологов. Поэтому ученые  надеются, что это место, исследованное много лет назад, откроет новые факты о неандертальцах.

«Благодаря сохранившимся челюстям и зубам можно проводить изотопные анализы. Последние годы исследований по распространению неандертальцев в Европе значительно «омолодили» времена, в которые они жили в этих районах, поэтому мы тоже постараемся прислать несколько образцов для радиоуглеродного датирования C14, которое может достигать  возраста 50 000 лет. Для этой цели нам нужно проверить, остался ли коллаген в костях. В будущем мы также будем использовать OSL-датирование на основе собранных образцов отложений», — сказал доктор. Витольд Груздз журналу Science в Польше.

Это, как поясняет ученый, ранняя стадия проекта, рассчитанная на несколько лет. Результаты первых анализов будут доступны в следующем году.

«Ранняя концепция заключалась в том, что это было место, где они охотились и четвертовали добытых животных. Мы хотим проверить, верна ли эта интерпретация, например, на основании порезов на костях животных», — описывает доктор Пыжевич.

Интересно, говорит он, что найденные инструменты сделаны из шоколадного кремня, которого в этом месте не существует. Так что неандертальцу пришлось пройти 30-40 километров, чтобы принести добычу.

«Поэтому часть инструментов он привез с собой, но обрабатывал и местное сырье. Нам очень любопытно, как он поступил с кремнем», — описывает исследователь.

Большинство стоянок неандертальцев, известных в Польше, происходят из провинции Нижняя Силезия. Они расположены преимущественно на юге – ведь во времена неандертальцев в этой части Европы большая часть площади центральной и северной Польши была покрыта льдом. Самые старые останки неандертальца, обнаруженные на сегодняшний день в Польше, происходят из Темной пещеры, и им около 115 000 лет.

«Находки неандертальцев — это «изюм». Что бы ни происходило в этой области, это имеет огромную ценность и дает новые данные. Они часто спрятаны на несколько метров под поверхностью, поэтому их трудно найти», — комментирует доктор Пыжевич.

Ученые считают неандертальца «братом», а не предком современного человека. Он принадлежал к вымершей линии homo sapiens. Долгое время представителей этого вида считали достаточно примитивными существами. Однако исследования последних лет показывают, что этот вид человека имеет с нами гораздо больше общего, чем считалось ранее. Исследователи обнаружили, среди прочего, что неандертальцы были авторами некоторых наскальных рисунков, известных из европейских пещер, возраст которых —  более 64 000 лет. В свою очередь, анализы ДНК показали, что современные люди скрещивались с неандертальцами.