Первый российский гиперспектрометр успешно протестирован в космосе. Разработка Самарского университета

Первый российский гиперспектрометр для кубсатов, разработанный коллективом ученых Самарского университета имени Королёва и Института систем обработки изображений РАН, успешно прошел летные испытания в космосе. Это отметило важный этап в развитии отечественных технологий в области малых спутников.

Гиперспектрометр предназначен для наблюдения за Землей, используя многоканальное спектральное отображение для выявления объектов и их характеристик, которые не видны обычными методами наблюдения. Это оборудование позволяет проводить детальный экологический мониторинг и другие важные измерения с высокой точностью.

«Наш гиперспектрометр для кубсатов прошел программу летных испытаний, успешно выполнив поставленные перед ним задачи. За время полета были получены качественные гиперспектральные снимки различных территорий Евразии, Австралии, Африки, Северной Америки»

– Роман Скиданов, профессор кафедры технической кибернетики Самарского университета имени Королёва, доктор физико-математических наук.

Одной из ключевых особенностей гиперспектрометра является его способность функционировать в условиях значительных температурных колебаний без специализированной системы термостабилизации, что обычно необходимо для поддержания точности и четкости изображений. Инновационная схема внутреннего крепления оптических элементов, разработанная в 2020 году, позволяет адаптировать устройство к изменениям температуры, существенно снижая его энергопотребление и упрощая конструкцию.

«Полученные тогда результаты позволили нампредположить, что такой гиперспектрометр сможет работать в широком диапазоне температур без использования системы термостабилизации. Летные испытания нашего гиперспектрометра полностью подтвердили эту идею»

– Роман Скиданов.

Эти результаты открывают новые возможности для использования подобных устройств в космосе и стратосфере, уменьшая затраты и упрощая интеграцию в наноспутники. Перспективы использования российского гиперспектрометра в будущих космических миссиях выглядят обнадеживающе, учитывая его высокую эффективность и адаптивность к сложным условиям космического пространства.