Будущее компактных компьютеров. Мемристоры на основе титаната бария

Исследователи из Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» разработали прототипы мемристоров — наноразмерных элементов, способных создавать миниатюрные энергонезависимые детали с собственной памятью и функцией обработки информации. Эти устройства могут стать основой компактных компьютеров, работающих на новых физических принципах. Ученые ЛЭТИ определили ключевые параметры, влияющие на их работу, сообщает пресс-служба университета.

Основой для созданных мемристоров послужили пленки из титаната бария (BaTiO3), материал, чья поляризация может управляться электрическим полем. Титанат бария является перспективным материалом для создания вычислительных устройств на новых физических принципах. Ученые ЛЭТИ выявили физические параметры, которые позволяют контролировать память этих устройств.

«Традиционная вычислительная техника приближается к пределам своих возможностей. Одним из перспективных направлений является разработка электроники на альтернативных физических принципах, включая электрические элементы с собственной памятью»

• Наталья Андреева, профессор кафедры микро- и наноэлектроники ЛЭТИ

Мемристоры способны изменять значение своего сопротивления под действием напряжения и сохранять это состояние на длительное время без необходимости в энергопотреблении. Это позволяет использовать их для создания энергонезависимых компонентов, которые могут хранить и обрабатывать информацию.

В ходе экспериментов пленки титаната бария подвергались воздействию сверхвысокого вакуума и различным температурным режимам — от минус 243 до плюс 26 градусов Цельсия. Исследователи провели высокоточные измерения и разработали математическую модель, объясняющую физические процессы, происходящие в материале.

«Полученные результаты — это значимый вклад в создание мемристоров с многоуровневой резистивной памятью, которые могут стать основой нейроморфных компьютеров будущего,»

• Наталья Андреева

Эти достижения открывают новые перспективы для создания устройств с высокой энергоэффективностью и компактностью, что особенно актуально в условиях ограниченных ресурсов и повышенных требований к производительности современных вычислительных систем.