Авиационные нормы нельзя применять ко всем беспилотникам

Использование только авиационных протоколов будет тормозить бурное развитие сферы БАС, заявил руководитель направления БПЛА Фонда «Сколково» (Группа ВЭБ.РФ) Леонид Артемов на Баркемп — 2023 «Национальная технологическая революция 20.35».

 По его словам, необходимо найти компромисс или прорывное решение в области законодательного регулирования развития и работы БАС. Риски при падении беспилотника с небольшим грузом совершенно другие, чем при падении самолета или вертолета. Кроме того, многие беспилотники будут летать там, где риски для людей и наземной инфраструктуры при их падении практически отсутствуют, например под землей или над безлюдными территориями, считает Артемов. При этом в сфере БАС в ближайшем будущем предполагается многократный рост количества автономных аппаратов, что не позволит использовать отработанную в авиации систему управления воздушным движением. В этих условиях правила, которые обеспечивают надежность и безопасность в авиации, для регулирования работы беспилотников очевидно «не годятся», полагает эксперт «Сколково».

Применение авиационных стандартов ко всем беспилотникам без разбора Артемов сравнил с применением норм телеграфа к сотовой связи. «Телеграф – это надежно. Столбы, провода, телеграфистки – надежнее не бывает. Но объем рынка телеграфной связи один. А как только «отвязались» от проводов и сделали смартфоны и сотовую связь – рынок совсем другой, услуги совсем другие. Да, надежность сотовой связи ниже. Но это две разные модели, разные бизнесы, это вообще разные миры», — сказал он в своем выступлении.

«Работая с заказчиками, я вижу, что огромная доля рынка сегодня просто упускается из виду, потому что есть заказы и запросы на технику, которую в принципе авиационной сложно назвать. Это работа в закрытых помещениях, в подземных шахтах, на складах и нефтебазах. Да, в авиации, само собой, безопасность и надежность на первом месте. Однако, когда мы летаем над болотами или полями, где никого нет, наверное, должны быть другие подходы для того, чтобы развивать технологии. Надо, наверное, все-таки отделять беспилотные авиационные системы от беспилотных летательных аппаратов и развивать оба направления, — сообщил Леонид Артемов.

Он добавил, что среди требований заказчиков БАС четко прослеживаются две тенденции: запрос на автономность и запрос на амфибийность. Возможно, через какое-то время эти системы будут способны передвигаться по земле, по воде и по воздуху, спрогнозировал руководитель направления БПЛА Фонда «Сколково».

По его словам, нельзя забывать эти очевидные тренды, чтобы не отстать в технологическом плане от других стран, где активно развивается сфера беспилотных аппаратов. «Иначе мы можем получить какую-то одну технологию, но упустим огромный пласт других сквозных технологий, которые нам очень понадобятся», — заключил эксперт.

Баркемп — 2023 «Национальная технологическая революция 20.35» — ежегодная образовательная и бизнес-конференция в сфере технологий и инноваций. Всего запланировано более 50 деловых мероприятий, в том числе инновационный трек, выставка отечественных беспилотных летательных аппаратов, уникальные лекции, экспертные дискуссии, биржа деловых контактов, технологические экскурсии.

Организатором мероприятия выступает Комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга при поддержке Агентства Стратегических Инициатив (АСИ).

 

Фото: пресс-служба Сколково

 

Нет комментариев