Ученые МФТИ исследовали, как коронавирус распространялся в сети

Исследование, проведенное командой ученых из Института проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН и МФТИ, позволило построить фактическую картину восприятия новостей о COVID-19 в социальной сети ВКонтакте и сделать выводы о том, как пандемия повлияла на динамику доверия к ряду наиболее авторитетных источников в сети. Результаты исследования опубликованы на сайте IEEE Xplore.

«Мы попытались оценить, как пользователи воспринимали информацию о ковиде на самом деле. Было отмечено много интересных взаимосвязей, которые еще предстоит интерпретировать», — делится Иван Козицин, старший научный сотрудник ИПУ РАН и ассистент кафедры высшей математики МФТИ.

«Нашей задачей было, исходя из наблюдаемых в сети действий, попытаться оценить то, как источники информации транслируют картину ковида, и то, как на это реагируют пользователи сети», — добавляет один из авторов исследования Дмитрий Губанов, старший научный сотрудник ИПУ РАН.

Пандемия и самоизоляция заметно отразились на активности в социальных сетях. Целью исследования было выявить взаимосвязи между введением ограничений и жизнью в онлайне. Ученые рассматривали так называемые источники информации — аккаунты СМИ и госорганов, которые были отобраны, исходя из следующих критериев:

1) широкое и полное отражение общественно-значимой тематики и повестки дня, а не только узких направлений;

2) охват аудитории, состоящей из активных живых пользователей.

Всего рассматривалось 66 источников с охватом аудитории в 14,4 млн пользователей.

Ученые не только наблюдали за стандартными метриками для социальных сетей, но и рассматривали менее очевидные характеристики, такие как уникальность аудитории того или иного источника информации. Например, было замечено, что аккаунт Государственной Думы не входит даже в десятку по количеству публикаций, однако является лидером среди отобранных 66 источников по количеству комментариев и лайков на один пост, посвященный ковиду, за исследуемый период.

Рассматривались три периода времени 2020 года: конец марта (начало пандемии и тревоги), конец июля (когда все временно успокоилось), конец октября (когда заболеваемость стала расти и были введены дополнительные ограничения). В эти периоды времени собирались посты, комментарии к постам, а также лайки к постам и комментариям.

Органы власти реагируют на ковидные события и вырабатывают повестку дня. СМИ обрабатывают поступающую информацию, создают и распространяют новости.

Источники информации оказывают социальное воздействие на пользователей сети, которые реагируют на это воздействие и выполняют в сети некоторые действия в соответствии со своими интересами и мнениями (комментируют, репостят или лайкают). Помимо этого, пользователи взаимодействуют между собой. Ученые считали, что пользователь COVID-активен, если он участвует в обсуждениях постов, упоминающих COVID-19. Таковых около полумиллиона аккаунтов, что составляет 3,5% от численности подписчиков рассматриваемых источников. Наибольшая активность была отмечена в первую волну коронавируса, после отмены части ограничений активность сильно упала и снова выросла в третий промежуток времени — во время второй волны ковида.

Помимо этого, исследователи отметили интересную статистику по активности пользователей: пользователи активны по-разному. Например, легче всего ставить лайки: 84% ставили только лайки. При этом только 16% публиковали комментарии. Усредненно пользователь-лайкер в день оставлял два комментария.

Ключевым выводом является то, что данные результаты полностью соответствуют объективной ситуации с заболеваемостью COVID-19 в РФ и, помимо этого, отражают психологию поведения индивидов. Резче всего меняется объем реакции пользователей: например, во второй период объем постов упал в четыре раза (с 1,1 тыс. в день до 0,3 тыс.), а вот объем комментариев — в семь раз (с 33 тыс. в день до 4,6 тыс.). Иными словами, пользователи оказываются более «чувствительными» к изменению ситуации с пандемией в РФ по сравнению с источниками. Данное наблюдение открывает большие перспективы для проведения более детального анализа с наложением временного ряда внешних событий и оценкой реакции пользователей на события.

Кроме того, ученые изучали повестку выбранных источников информации. Методы обработки естественного языка показали, что в целом освещались темы, связанные со статистикой пандемии, с экономикой и влиянием на индустрию, с государственными антиковидными мерами и государственными мерами поддержки, с известными личностями и вакцинами. Однако не все темы, освещаемые источниками информации, близки сообществу участников социальной сети и резонируют с их интересами. Наибольшее влияние на обсуждения в сети оказала тема заболеваемости и статистики, а также предпринимаемые государством меры. При этом также можно отметить рост влияния темы вакцин и вакцинации ближе к концу 2020 года.

Если говорить о влиятельности источников информации безотносительно определенных аспектов пандемии, то структурный анализ информационных каскадов выявил, что лишь небольшое число источников обладает существенной влиятельностью, и это источники официальных новостей.

Пресс-служба МФТИ

22.12.2021

Нет комментариев