Завершат к 2030 году. Валерий Фальков заложил фундамент уникального солнечного телескопа

Глава Минобрнауки Валерий Фальков проконтролировал ход строительства Национального гелиогеофизического комплекса (НГК) — уникального научного проекта. Его объекты расположатся в Иркутской области и Республике Бурятия.

В поселке Монды 26 июля начали заливать фундамент для мощнейшего солнечного телескопа-коронографа — одного из объектов комплекса.

Это специальный телескоп, который позволит нашим исследователям решать фундаментальные задачи физики Солнца, в том числе исследовать строение солнечной атмосферы, изучать природу солнечного магнетизма и целый ряд других вопросов как фундаментального, так и прикладного характера, которые сегодня невозможно решить без такого рода установок.

• Валерий Фальков, глава Минобрнауки

Строительство телескопа-коронографа идет с опережением графика и относится ко второму этапу строительства Национального гелиогеофизического комплекса. Подготовительные работы для его возведения стартовали осенью 2023 года. За прошедший период строителям удалось в сложных климатических условиях обеспечить геотехническую подготовку площадки.

На фото: Валерий Фальков во время закладки фундамента

Телескоп-коронограф

С помощью телескопа ученые смогут исследовать строение солнечной атмосферы, увидеть на Солнце точки, которые с Земли визуально расположены на расстоянии 0,1 угловой секунды друг от друга, а минимальный интервал между двумя кадрами по времени будет составлять от 1 до 5 секунд, изучить природу солнечного магнетизма и цикличности, анализировать процессы энерговыделения во вспышечных и других динамических явлениях и следить за солнечными процессами и разрабатывать методы прогнозирования активности Солнца.

Место для создания телескопа выбрано неслучайно: в Саянской обсерватории наблюдаются продолжительные периоды с очень высокой прозрачностью атмосферы.

Диаметр зеркала телескопа составит 3 метра — это позволит делать снимки и видеозаписи с недостижимым прежде пространственным, временным и спектральным разрешением.

Коронограф будет управляться дистанционно. Это делает его доступным для исследователей из других стран.

Другие объекты комплекса

Помимо коронографа, во второй очереди будут построены:  система радаров (м. Харикта), лидар (м. Харикта), нагревный стенд (пос. Одинск), центр управления (г. Иркутск).

На данный момент по этим четырем объектам ведутся проектно-изыскательские работы.

Объекты первой очереди строительства проекта — комплекс оптических инструментов (с. Торы) и радиогелиограф (у. Бадары) — введены в 2022 и 2023 годах соответственно.

Каждый из них будет выполнять ряд функций, среди которых — изучение влияния космических факторов на космические аппараты; развитие технологических систем радиосвязи, радиолокации, GPS-ГЛОНАСС; контроль околоземного космического пространства, космических аппаратов и космического мусора; разработка методов мониторинга и прогноза солнечной активности и околоземного космического пространства.

Строительство Национального гелиогеофизического комплекса завершится к 2030 году. Базовой научной организацией для НГК РАН стал Институт солнечно-земной физики РАН.

Источник: Минобрнауки